• Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Обсуждения: » История города Северодонецка » Как раждался город
Как раждался город
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 15:19 | Сообщение # 16
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
В 1958 г. первая очередь Лисичанского химкомбината была полностью завершена строительством, но предприятие продолжало бурно развиваться. Едва ли не ежегодно в строй входили все новые и новые промышленные цехи комбината. Началась широкая автоматизация химических процессов, рост ассортимента химический продукции. Но если до этого Севередонецк считался в основном городом химиков и строителей, то, начиная с 1957 г., промышленное лицо Северодонецка начало приобретать новые очертания. В 1957 г. на южной окраине города были возведены первые корпуса нового электронного завода, который впоследствии получил название приборостроительного.
Его первоначальной задачей было создание и промышленное производство компактных электронно-вычислительных машин. И такая машина - "Пром1нь" - была создана. Одновременно в городе создается филиал Опытно-конструкторокого бюро автоматики, затем СКБ-25, которое вскоре было развернуто в научно-исследовательский институт управляющих вычислительных машин. Если в 1951 году филиал Московского проектного института азотной промышленности (ГИАП, а ныне Химтехнология) был единственным научным учреждением города, то к началу 60-х в Северодонецке были созданы и успешно развивались восемь научно-исследовательских, проектных и опытно-промышленных организаций. Северодонецк постепенно становился крупным научным центром, городом приборостроения.
В 1961 г. в Северодонецке был введен в эксплуатацию завод по производству стеклопластиков. Сначала он выполнял функции опытно-промышленного производства, но с годами превращался в один из крупнейших производителей отечественного стеклопластика. Но все же основной рост промышленного производства в городе приходился на наше главное предприятие, которое с 1966 г. начало называться Севередонецким химическим комбинатом.
Менял свое лицо и город. Если довоенные и первые послевоенные улицы были довольно узкие, не рассчитанные на большой грузовой поток, то в начале 60-х настала пора проспектов. Первым таким проспектом в географии города стал Советский. Он был создан сразу из двух улиц -Советской и им. Ворошилова, а пространство между ними было застроено зданиями общественного пользования, обустроено скверами. Так он и простирается - от улицы Сметанина до ул. Новикова с односторонним движением по каждой стороне, а посредине его разместились дворцы культуры и спорта, две площади, школа, кинотеатр, Ледовый дворец. До 1964 г. проспект Химиков был окраиной города и носил имя улицы Полевой. Интенсивное строительство жилых домов, нового комплекса технического училища, музыкального училища, средней школы №5 и напротив нее здания музыкальней школы, наконец, новый Дворец культуры строителей, комплекс торговых зданий, новый колхозный рынок. Заканчивался проспект новым зданием автовокзала. Это была уже не просто улица и название "Полевая" явно устарело. Она стала проспектом, который по ходатайству городского комитета комсомола был назван Комсомольским. Имя проспекта в истории города закрепляло трудовой подвиг довоенной и послевоенной молодежи в создании и города, и химического комбината. В 50-60 гг. средний возраст жителей города не превышал 27 лет - он был молодежным. Главными бытовыми проблемами того времени были общежития, обеспечение молодых семей детскими дошкольными учреждениями, постоянный дефицит школьных мест. Химкомбинат был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Позднее республиканской комсомольской стройкой стал и Северодонецкий завод стеклопластиков. В 1963 г. в Северодонецке прошло Всесоюзное совещание руководителей Всесоюзных ударных комсомольских строек и выездное заседание бюро ЦК ВЛКСМ. Вклад молодежи в создание крупнейшего и современнейшего в те годы химического предприятия и города возле него был отмечен по достоинству: комсомольские организации трестов "Северодонецкхимстрой" и "Промхиммонтаж" были занесены в Памятную книгу ВЛКСМ.
Не осталась незамеченной и массовость, увлеченность северодончан физкультурой и спортом. Наряду с жилыми домами повсеместно строились спортивные площадки, спортзалы, стадионы. Всесоюзная научно-практическая конференция по вопросам развития физической культуры и спорта, которая была проведена в 1970 г. на базе Северодонецка, признала наш город эталоном массового развития физкультуры среди жителей, а физкультуру и спорт - важнейшей сферой социального развития города.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 15:20 | Сообщение # 17
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
С годами уходили в прошлое суховеи и песчаные бури, которые были бедой первостроителей. Город наступал на пески не только своими жилыми кварталами, но и системным озеленением их, благоустройством. Еще в 1958 г. в районе парка культуры и отдыха общими усилиями строителей и химиков было создано искусственное парковое озеро. С первых же дней существования оно стало самым многолюдным и любимым местом летнего отдыха севередончан. Но новые микрорайоны города все дальше уходили на юго-восток, постепенно приближаясь к естественному водоему - Чистому озеру. Сегодня трудно поверить, что в конце 50-х до него от города было более трех километров, и Чистое долго оставалось почти безлюдным.
Генеральным планом развития Севередонецка предусматривалось в районе Чистого озера создать новый городской парк культуры и отдыха. Таким образом, новый центр города, создание которого планировалось в микрорайоне №73, должен был соседствовать с обширной парковой зоной. К сожалению, это единственная позиция генплана, которая осталась нереализованной. И поныне создание нового парка (как и нового административного центра) - остается делом будущего.
На 60-е и начало 70-х приходится пик развития и окончательного становления нашего города. Действительность намного опережала все планы. В самом разгаре было создание второй очереди химического комбината. Благодаря мощной индустриальной строительной базе в городе ежегодно вырастали десятки новых жилых домов, все новые и новые культурно-просветительные учреждения, спортивные залы, учебные заведения.
В 1964 г. в городе была введена в эксплуатацию первая городская АТС на 4900 номеров. Начала выходить городская газета "Комуністичний шлях" (ныне – «Сєвєродонецькі вісті»). В 1966 г. в городе появился свой широкоформатный кинотеатр "Современник", открыто музыкальное училище, ресторан "Кристалл" (ныне кафе "Мозаика"), построена гостиница "Центральная". В 1967 г. открыл двери новый Дворец культуры химиков. В 1970 г. начато строительство Ледового дворца спорта. В этом же году была полностью решена проблема обеспечения северодончан детскими дошкольными учреждениями.
В 1971 году город торжественно отметил рождение 100-тысячного своего жителя. Жилой фонд к тому времени достиг одного миллиона квадратных метров.
В городе появились новые проспекты - Гвардейский и Космонавтов, широкая автомобильная трасса объездной дороги, которая в черте города была названа Ворошиловградским шоссе (ныне - Шоссе строителей). В 1975 г. был открыт Мемориальный комплекс на месте захоронения воинов, павших в боях за освобождение Северодонецка. Той же весной открыл двери Ледовый дворец спорта, сдана в эксплуатацию медико-санитарная часть химкомбината. Промышленность города досрочно выполнила план девятой пятилетки.
По результатам труда коллективы треста "Промхиммонтаж", медсанчасти химкомбината были награждены орденами Трудового Красного Знамени.
Сам город Северодонецк и многие его предприятия из квартала в квартал, из года в год завоевывали в областном, республиканском и всесоюзном соревновании первые места и переходящие знамена. Более 70 процентов севередонецкой продукции имело Государственный Знак качества.
Имя нашего города появилось на морских и океанских просторах. В 1966 г. на Дальнем Востоке страны появилась новейшая рыболовная база "Северодонецк", а три года спустя в Черноморском пароходстве праздновалось появление еще одного крупнотоннажного сухогруза под таким же именем. С экипажами своих «тёзок» город многие годы поддерживал связь.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 15:20 | Сообщение # 18
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
В 1968 году северодончане праздновали открытие нового аэропорта. Воздушные перевозки пассажиров и грузов и раньше были не в новинку для Северодонецка. Например, в 1967 году с помощью малых самолетов было перевезено более 68 тысяч пассажиров и около 500 тонн грузов. Но с вводом в эксплуатацию нового аэропорта интенсивность авиаперевозок резко возросла. Северодонецкий аэропорт начал принимать большие самолеты АН-24 и ЯК-40, которые связывали наш город со многими городами страны. В 1975 г. результаты работы были наивысшими: было совершено 5100 вылетов, перевезено 114,5 тысячи пассажиров, около 2,5 тысячи тонн грузов. По объемам пассажиро- и грузоперевозок Северодонецкий аэропорт уступал только областному центру Луганску.
С развитием города возникали все новые и новые проблемы, без решения которых нельзя было обеспечить нормальную жизнедеятельность молодого стотысячника. Водообеспечение, санитарная очистка, теплоснабжение, очистка сточных вод и канализационных стоков - все эти вопросы решались быстро и эффективно благодаря тому, что все предприятия и организации города жили общей заботой о благоустройстве Севередонецка. Не стал исключением и вопрос внутригородского транспорта. В конце 1978 г. в городе появился первый троллейбус, а через год электротранспорт стал основным видом перевозок северодончан. Всего за несколько лет по улицам и проспектам города было создано четыре троллейбусных маршрута, которыми были связаны все основные районы и предприятия. Последний маршрут - №6 протянулся до завода стеклопластиков и словно опоясал всю территорию объединения "Азот".
Трудно в это поверить, но факт остается фактом: абсолютное большинство первостроителей, начинавших наш город с нуля, было неграмотным или малограмотным. Такое положение было еще терпимо, когда велись земляные работы, общее строительство. Но с началом промышленного строительства, монтажа сложного технологического оборудования, пуском первых технологических цехов химкомбината вопрос ликвидации неграмотности и повышения образования встал со всей остротой. Сразу после войны в поселке была школа по ликвидации неграмотности и малограмотности. Ее посещало всего 57 учеников. Большинство их -учащиеся школы ФЗО и рабочие-строители. Но и через 10 лет количество неграмотных в Северодонецке не уменьшилось, а 15 человек даже не были привлечены к обучению.
За минувшие с тех пор годы картина неузнаваемо изменилась. Широкая сеть общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, стационарный химико-механический техникум, институт, музыкальные школы и училище - все это было создано трудом северодончан в сравнительно короткий срок. В результате Северодонецк стал городом высокой культуры и образования и до сих пор сохраняет эту марку.
Многих гостей, посещавших наш город в пору его бурного развития, поражало то, что юный Северодонецк почти не имел окраин. Общепринято было считать, что он родился и строился на абсолютно пустом месте, которое прежде просто не было приспособлено для нормального обитания людей. Но большинство первостроителей в своих воспоминаниях обязательно подчеркивали, что первый приют им дали жители села Ново-Сиротино.
Действительно, в этом небольшом селе, находившемся в районе нынешней троллейбусной остановки "Аммиак", в далеком 1934 году были построены первые мастерские, кузница, даже конюшня будущей стройки. Там же располагалась контора первого строительного участка. Со временем "Азот" и Северодонецкая ТЭЦ, расширяя свои границы и увеличивая производственные мощности, "поглотили" это село. Новосиротинцы получили жилье в Северодонецке, а некоторые построили новые дома и усадьбы в Щедрищево.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 15:20 | Сообщение # 19
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
Наряду с государственной застройкой города с первых же лет велось и частное жилищное строительство. В результате рядом с заводом силикатного кирпича появился целый микрорайон частного сектора, который привычно называют "Больничным городком". А на юго-восточной окраине между улицей Донецкая и нынешним Шоссе строителей в 60-е годы возник еще один жилой район, застроенный частными домами.
В 1963 г., когда Северодонецк стал городом областного подчинения, ему официально были приданы село Старо-Сиротино с хуторами Вороново и Метелкино. Первоначально они входили в черту города, и, только год спустя, были административно оформлены в Сиротинский поселковый Совет.
Но жизнь не стоит на месте. Сегодня Северодонецкому городскому Совету административно подчинены: сам Северодонецк, Сиротинский и Боровской поселковые Советы, три поселка - Лесная дача, Синецкий, Павлоград, село Воеводовка. Сиротино, Вороново и Метелкино стали поселками городского типа, так же, как и Боровское. Боровской поссовет объединяет непосредственно Боровское, села Бобровое и Осколоновка. Многие задаются вопросом, а куда же относится Щедрищево - старейший и ближайший сосед? Официально такого административного населенного пункта отдельно не существует - Щедрищево входит в городскую черту и считается одним из районов Северодонецка.
И в 80-е годы Северодонецк рос и развивался довольно интенсивно. Об этом красноречивее всего говорят факты: в 1980 г. в городе было построено две школы, 4 детских комбината, 8 магазинов, начато строительство медико-санитарной части объединения "Импульс". Введено в эксплуатацию 49,5 тысячи квадратных метров жилья. В 1982 г. медсанчасть "Импульса" вступила в строй действующих, построены универсам, два детских комбината, введено в эксплуатацию 44,4 тысячи квадратных метров жилья. В 1983 г. производство товаров народного потребления в городе выросло в два раза, построено 37,4 тысяч квадратных метров жилой площади. В 1985 г. построены: новая школа, деткомбинат, АТС на 1000 номеров. В следующем году город получил еще одну АТС на 10 тысяч номеров и новую линию троллейбусного сообщения (маршрут №6), которая не была предусмотрена проектом. Одновременно пополнился жилой фонд на 42 тысячи квадратных метров.
В 1990 году начато строительство патологоанатомического корпуса городской больницы, межбольничной аптеки, Дома ветеранов труда, детской молочной кухни. Намечен генеральный план дальнейшего развития города, рассчитанный до 2015 года. В 1993 г. население города составляло 144,3 тысячи человек.
Активное участие в строительстве города принимали жители Боровского, Воронова, Сиротино, Метёлкино, Смоляниново и частично Лисичанска. В разное время на предприятиях Северодонецка трудилось более двух тысяч боровчан. Среди них, первостроители С.П. Агафонов, Н.А. Посохов, в 40-е годы – Раиса Скуридина, Анна и Раиса Быковы, С.Л. Сиротин, станочница А.К. Подрезова, в 50-е – С.И. Ефименко, Г.Е. Попов, Н.В. Подрезов, И.Т. Быков, в 60-е – Н.С. Агафонов, И.Г. Попов, М.И. Агафонов, в 70 – 80-е годы И.А. Агафонов – заслуженный строитель РСФСР, Е.С. Телебенев, А.И. Скуридин, Р.А. Трунов, Н.Г. Попов, Л.Г. Черножукова и многие другие.
В кратком историческом очерке невозможно подробно рассказать во всех подробностях обо всех этапах становления и развития молодого города и уж, конечно, о всех тех, кто строил и создавал современный Северодонецк. Я сознательно не упоминаю фамилии и имена людей, которые внесли свой вклад в это благородное дело. О них уже было написано в книге А. Зинова «Город, в котором мы живём», в ней рассказывается о первостроителях, важнейших стройках города из уст самих строителей. Их очень много - тысячи. Частичное представление о них дает список Почетных граждан Севередонецка. Это почетное звание было утверждено городским Советом еще в 1981 году. За 23 года им удостоены были 50 северодончан, внесших весомый вклад в историю и развитие Северодонецка. Открывают этот список первостроитель Илья Матвеевич Барский и первый директор химкомбината Геннадий Иванович Вилесов. К сожалению, в списке почетных граждан мы не найдем многих патриотов нашего города, которые немало потрудились и отдали силы созданию и развитию Северодонецка. История сохранила для нас приказы Наркома химпромышленности от 16 июня 1939 г. "О награждении рабочих и ИТР строительства Лисичаснкого азотно-тукового комбината". В нем отмечены 30 первостроителей, которые внедрили скоростной метод строительства цеха №12. И еще один исторический документ: Приказ Министра химической промышленности СССР от 19 сентября 1953 г. "О премировании за ввод в действие Лисичанского химкомбината". В этом приказе объявлялась благодарность рабочим, инженерам, техникам и служащим, принимавшим участие в строительстве, монтаже, пуске и освоении важнейших производственных объектив и ТЭЦ, и премировалось свыше 320 человек. Каждый из них - активный творец нашей истории.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 15:21 | Сообщение # 20
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
Какую бы сферу нашей жизни и деятельности мы ни взяли, везде есть свои энтузиасты, выдающиеся организаторы и исполнители, - люди, чья жизнь была полностью посвящена нашему городу. О них стоит рассказать отдельно, особо, стараясь не обделить вниманием память каждого.
Трагической трещиной прошлась по нашей жизни перестройка 90-х годов, переход на рыночную экономику, "парад суверенитетов". Враз оборвались многолетние экономические связи, что потребовало реорганизации всего народного хозяйства. Плановость сменила стихия рынка, дикий капитализм, атмосфера накопительства и стяжательства.
В Северодонецке это проявилось в замораживании всех видов городского строительства из-за нехватки финансирования. На стадии банкротства оказались такие предприятия, как приборостроительный завод, деревообрабатывающий комбинат, завод сопротивлений. В 1993 г. закрывается Северодонецкий аэропорт - воздушные ворота города, разваливается пассажирский автотранспорт. Повсеместно сворачивались производственные процессы. В жизнь северодончан вошла безработица, появился рынок труда.
И все же город нашел в себе силы, чтобы не только выжить, выстоять, но и перестроиться на рыночный способ хозяйствования, усвоить и примениться к новым экономическим отношениям, переориентироваться и продолжать двигаться вперед. В самый разгар развала экономики город общими силами завершает строительство теплового коллектора №4, а затем и нового канализационного коллектора, приводит в образцовый порядок все основные транспортные магистрали. В городе появляется свой профессиональный драматический театр и кабельное телевидение, выставочный зал, из небытия возвращается кинотеатр "Современник".
Каждый из нас самостоятельно может составить список утрат и приобретений Северодонека за последние годы минувшего столетия и первого года наступившего.
Но главное в том, что это последнее десятилетие четко разделило историю Северодонецка на два периода - доперестроечный и современный, период молодого капитализма. Делать какие-либо выводы из последнего рано: история не терпит суеты и поспешности. Со временем она все расставит на свои места. Как точно подметил академик В. Цвиркунов: "Для истории 70 лет - неслыханно мало. Для людей - жизнь нескольких поколений".
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 18:27 | Сообщение # 21
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
На проспектах родного города:
Проспект Советский
В начале 60-х были объединены 2 улицы Северодонецка: Советская и Ворошилова. Так появился Советский проспект – первый в городе. Он стал своеобразным экватором и местом больших строек. Именно здесь возведены многие достопримечательности Северодонецка: Дворец Химиков, Городской Дворец Культуры, здание городского совета, «Детский мир», Ледовый дворец, кинотеатр «Современник». Кстати, «Современник» - почти ровесник проспекта. Он открылся еще в 1966 году – в то время далеко не каждый областной центр мог похвастаться широкоформатным кинотеатром! Советский проспект – еще и самая спортивная улица в городе. Судите сами: детско-юношеская спортивная школа, спорткомплекс «Строитель», крытые и открытые теннисные корты, бассейн, ледовая арена. И, конечно, Советский проспект с его фонтанами и аллеями – излюбленное место отдыха северодончан.

Проспект Химиков
60-е годы были свидетелями появления в Северодонецке еще одного проспекта – Комсомольского. Было время, когда улица Полевая была окраиной города. Но вскоре она стала столь же популярной, как и улица Ленина – и по той, и по другой северодончане шли на работу на химкомбинат. Поэтому молодежь активно взялась за обустройство Полевой: завозили чернозем, высаживали деревья, цветы…В конце 60-х годов улицу полевую переименовали в Комсомольский проспект – ведь молодежь вложила в эту улицу свои силы и любовь, кроме того, средний возраст жителей Северодонецка в ту пору был «комсомольским» – 28 лет. Поначалу проспект был очень похож на улицу Ленина: здесь тоже две полосы автомобильной дороги были разделены пешеходной аллеей. Но после открытия в 1978 году троллейбусных маршрутов проспект расширили, и он стал таким, каким мы знаем его сегодня.
В 1996 году Комсомольский проспект был переименован в проспект Химиков.

Проспект Гвардейский
Гвардейский проспект позже других стал проспектом. Это звание улице Лисичанской (таково было первоначальное название, так как она фактически была дорогой на Лисичанск) присвоено в 1975 году, к 30-летию победы в ВОВ – в честь воинов 41-й гвардейской стрелковой дивизии, освобождавших Лисхимстрой от фашистов.
Проспект Гвардейский – самая длинная улица Северодонецка. Именно здесь начался рост города ввысь – появились первые девятиэтажки. Сегодня же высокая концентрация магазинов, банков, офисов позволяет говорить о Гвардейском проспекте как о деловом и торговом центре города.
Настоящим украшением проспектов Гвардейского и Химиков, визитной карточкой города были аллеи роз. Ими восхищались и северодончане, и гости города. Цветы для высадки специально привозились из питомников. Приведем один факт: к 1986 году в городе было высажено полмиллиона розовых кустов!

Проспект Космонавтов
Проспект Космонавтов появился в Северодонецке на рубеже 60-70 годов – на волне огромной популярности темы космоса и активного развития космической отрасли. Впрочем, появлению улицы с таким названием способствовала не популярность темы, а сотрудничество предприятий города (в частности, «Импульса», «Азота», «ОКБА») с организациями космической отрасли и неоднократные деловые визиты в Северодонецк космонавтов и делегаций из Звездного городка.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 18:30 | Сообщение # 22
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
История северодонецкого троллейбусного управления:
1 января 1978 года по улицам Северодонецка проехал первый троллейбус. Первым стал маршрут от ул. Призаводской (Пивоварова) до Чистого озера, по нему курсировали пять троллейбусов. С 1979 года троллейбусная сеть динамично развивалась и ныне покрывает весь город. К концу 1979 года в парке было 45 машин ЗИУ-9 (ЗиУ-682В). Были пущены троллейбусы по маршруту № 1 (СПО «АЗОТ» — Чистое озеро) и по маршруту № 2 (кольцо-депо СТУ — СПО «АЗОТ»).

В 1980 году был открыт маршрут № 3 (СПЗ новые площади — СПО «АЗОТ»).

В 1984 году в парке уже было 66 троллейбусов. В 1985 году был открыт маршрут № 4 (СПЗ-новые площади — Д/к Химиков). С 1979 по 1985 год парк пополнялся троллейбусами ЗиУ-682В (1-66), но 1985 году снимают с производства ЗИУ 682В и парк пополнился 10 новыми троллейбусами ЗиУ-682ВОО и списал 6 троллейбусов ЗИУ 682В. С 1985 по 1986 год парк пополнился троллейбусами ЗиУ-682ВОО (67-83).

В 1985 году был введен маршрут № 5 (СПЗ новые площади — Автовокзал). С 1986 по 1988 год парк пополнился троллейбусами (84-87) ЗиУ-682ВОО. В 1986 году был введен маршрут № 6 (кольцо-депо СТУ —СПО «АЗОТ»).

В 1990 году был введен маршрут № 6 (кольцо-депо СТУ — Стеклопластик). С 1989 по 1991 год списывают (1-83) ЗиУ-682В и ЗиУ-682ВОО. В 1989 году парк пополнился троллейбусами КТГ-2(555)(200). В 1989 году (77)- ЗиУ-682ВОО передан в Харцызск, (73,78 и 82) ЗиУ-682ВОО переданы в Артемовск.

С 1989 по 1991 парк год пополнился троллейбусами ЗиУ-682ВОА(88-129).

В 1991 год — 91 троллейбус.

В 1993 году парк пополнился 5 новыми троллейбусами ЗиУ-682ГОО(130—134), это были последние ЗИУ поступившие в парк. В 1993 году парк пополнился но­вым троллейбусом ЮМЗ Т1 - подарок городу сделал Северодонецкий ТЭЦ .

В 1993 году закрывается маршрут №3, продлён маршрут № 5 (Автовокзала— «СПО АЗОТ»)

С 1993 по 1995 год списывают 10 троллейбусов ЗИУ ВОО и ВОА (84-87)(100) и КТГ-1(006). С 1994 по 1995 год парк пополнился новыми троллейбусами ЮМЗ Т1(202—203).

В 2001 году троллейбусы ЗИУ 682ВОА(91-113) прошли полный капитальный ремонт в городе Белая Церковь (Киевской области) на Белоцерковском авиаремонтном заводе.

В 2002 году парк получил троллейбус ЮМЗ-Т2 (1996 года), с номером (501) был получен из Киева, это был подарок перед
выборами в Верховную раду Украины от мэра Киева Омельчинко, троллейбус был в рекламе партии 3 года, ему оставили Киевский номер, так как такой модели троллейбуса в парке ещё не было, это была первая модель ЮМЗ Т2 городе, кстати и в Киеве он тоже был первый из модели ЮМЗ Т2.

В 2005 году парк пополнился новым троллейбусом ЮМЗ Т2 и получил номер (502), он продолжил Киевскую нумерацию, это был первый новый троллейбус в Северодонецке, спустя 10 лет.




В 2006 году парк пополнился новыми троллейбусами ЮМЗ Т2 (504) и (505), и единственным на Донбассе троллейбусом ЮМЗ Т2.09 КРЫМ (503), что самое интересное ЮМЗ Т2.09 прономерован как остальные Юмзы Т2. В октябре 2006 года, после 14 лет
перерыва, парк пополнился новыми троллейбусами из России. Это были троллейбусы завода ТРОЛЗА (бывшие ЗИУ), ТРОЛЗА −682ГОМ2(135—136), на данный момент всего в парке 51 троллейбус. Троллейбусы ЗиУ-682 - 43 (087-136) ЮМЗ-Т1 - 3 (201-203) ЮМЗ-Т2 - 5 (501-505).
Маршруты троллейбусов

№ 1. Озеро Чистое - ул.Курчатова - ш. Строителей - пр.Химиков - ул.Пивоварова - ост. Кольцевая

№ 2. Троллейбусное управление - пр. Гвардейский - ул. Заводская - пр. Химиков - ул. Пивоварова - ост. Кольцевая

№ 3. Троллейбусное управление - пр. Гвардейский - ул.Курчатова -СПЗ (новые площади)- ул. Новикова - пр. Советский - пр. Гвардейский - ул. Заводская - пр. Химиков - ул. Пивоварова - ост. Кольцевая (1983-1993г.)

№ 4. СПЗ (новые площади) - ул. Новикова - пр. Советский - ДК "Химиков" - пр. Советский - ул. Новикова (только утром и вечером)

№ 5. СПЗ (новые площади) - ул. Новикова - ул. Курчатова - ш. Строителей - пр. Химиков - ул. Пивоварова - ост. Кольцевая

№ 6. Троллейбусное управление - пр.Гвардейский - СХМЗ - Аммиак - Опытный завод - "Стеклопластик" - ост. Северная

№ 7. Аэропорт - Автовозал (2009г). Междугородний маршрут № 3 "Северодонецк - Лисичанск." Троллейбусное управление - пр.Гвардейский - ул Новикова - пр Советский - Опытный завод - завод Пролетарий - РТИ.(2015г.). Протяжённость троллейбусной сети 57,3 км.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 19:10 | Сообщение # 23
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
1 июля 1934 года — открылся первый автобусный маршрут «Лисичанск — Лисхимстрой». С 1934 по 1942 год по нему перевозили пассажиров из города Лисичанска до завода "Лисичанский химзавод". В 1935 году "Лисхимстрой автотрест" получил 10 автобусов ЗИС-8. Всего до начала войны было получено 25 автобусов. После начала войны и до середины 50-х годов автобусное движение было прервано.

1950-е годы

В начале 50-х годов прошлого века город был похож на большую строительную площадку: не было ни домов, ни улиц, а были бараки и просёлочные дороги меж этих бараков. В этом поселке городского типа проживало чуть больше 10 тысяч человек. Тем временем для мощного химического комбината «Азот» требовалось большее количество человек, чем то, которое проживало в этом посёлке. Население посёлка стало увеличиваться за счет приезжих из разных уголков СССР. И уже к 1955 году в посёлке насчитывалось 30 тысяч человек. Началось строительство первых улиц и переулков, появились первые дома, деревья и скверы. Увеличение численности населения посёлка привело к появлению в нём первых послевоенных автобусов. Это были машины грузового типа ГАЗ-51, в кузове которых были расположены лавочки. Поверх кузова был натянут тент, который защищал людей от дождя и ветра. Таким образом в Северодонецке появился первый послевоенный автобус. У этого автобуса не было установленного маршрута и пути следования. Эти автобусы забирали людей с улиц и переулков и везли до проходной комбината. В 1958 году после присвоения посёлку Северодонецк статуса города к 30-тысячной отметке численности населения был пущен первый автобусный маршрут в черте города. Он следовал от улицы Призаводской (ныне ул.Пивоварова) по улице Ленина до улицы Полевой. Через год был введён второй маршрут: от автовокзала по улице Полевой до комбината. Также было организовано сообщение между соседними городами Рубежное и Лисичанск. На маршрутах работали автобусы Львовского завода Лаз-695Е и Паз- 670. В начале 60-х годов в городе появились новые автобусы ЗИЛ-158 (позднее ЛИАЗ).
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 19:15 | Сообщение # 24
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
Северодонецк. На заре рождения!
центре Донбасса - Лисичанске, - был создан государственный трест "Химуголь". Перед этим трестом, помимо руководства восстановлением и эксплуатацией Донецкого содового завода, угольных шахт, рудоремонтных и стекольных заводов Лисичанска, а также Рубежанского химического завода "Русько-Краска", правительством была поставлена задача по изучению перспектив развития Лисичанского промышленного района, на основе имеющихся в нем залежей сырья, которое до Октябрьской революции использовалось в незначительных размерах.
Научно-исследовательские работы трест "Химуголь" начал с изучения возможности использования больших залежей каменного угля в качестве химического сырья. Нужно было прежде всего узнать, можно ли из угля получить кокс, так как лишь коксующийся уголь годен для данной цели.
Положительное решение этой задачи открывало возможность создания в Лисичанском промышленном районе крупного центра азотно-туковой промышленности, сырьем для которой должны служить получаемый из каменного угля кокс и из воздуха азот. Строительство таких предприятий за рубежом начато в 1913 году.
Положительное решение задачи коксования лисичанского каменного угля открывало и другую не менее важную возможность по использованию его в качестве химического сырья. В процессе коксования угля из него выделяется много других веществ, употребляемых для производства целой гаммы красок, лекарственных препаратов, взрывчатки и т.д.
Работники треста "Химуголь" были уверены, что опыты по получению кокса из лисичанского каменного угля пройдут успешно. Местом для проведения опытов был избран Донецкий содовый завод. Однако, осуществить эту идею тогда не удалось. Уже первые опыты показали, что лисичанский каменный уголь по каким-то причинам не коксуется. Как позже выяснилось, такие выводы оказались ошибочными. Это доказал в начале 1930 года Всесоюзный химический научно-исследовательский институт. Опыты институтом проводились в полузаводском масштабе, однако, они убедительно показали, что лисичанский каменный уголь, при определенных условиях, и в обычных для коксования печах может коксоваться и давать приличного качества кокс, на котором можно базировать идею создания азотно-тукового производства. Так был решен один из самых трудных вопросов промышленности Украины - обеспечения ее местным сырьем.
Правительство республики приняло решение о развертывании в Донбассе азотно-тукового производства на базе коксующихся углей.
В начале 1930 года в Лисичанск прибыла комиссия, состоящая из ученых и инженеров. Она получила от ВСНХ УССР задание: разработать технико-экономическое обоснование строительства в лисичанском промышленном районе азотно-тукового комбината. Приехала также геологическая партия, в задачу которой входило изучение возможности сооружения будущего предприятия на выбранной комиссией площадке.
Ознакомившись с районом, комиссия пришла к выводу о необходимости проведения ускоренных геологоразведочных работ на тех самых местах, где они были еще начаты весной 1930 года. К указанным местам относились: территория, находящаяся между Рубежанским химкомбинатом и станцией Володино, Ново-Сиротинская равнина, равнина на левом берегу Северского Донца напротив , окрестности станции Волчеяровская. Глубокой осенью 1930 года работа здесь была закончена. Правда, в то время еще никто не мог определенно сказать, на какой же из перечисленных площадок будет строиться предприятие. Предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства азотно-тукового и содово-нашатырного комбината в Лисичанском промышленном районе в конце 1931 года было рассмотрено экспортным советом Всесоюзного объединения химической промышленности ВСНХ СССР и получило принципиальное одобрение.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 19:15 | Сообщение # 25
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
Президиум ВСНХ УССР поручил построечному комитету, разработавшему ТЭО Лисичанского азотно-тукового и содово-нашатырного комбината подготовить и провести конференцию, пригласив на нее видных ученых и инженеров не только республики, но и из Москвы, Ленинграда и других городов.
Состоявшаяся в г.Харькове с 3 по 7-е февраля 1932 года конференция отметила огромное народно-хозяйственное значение этого вопроса. Выступая на конференции в защиту ТЭО, первый главный инженер строительного управления (построечного комитета) Н.А.Зелигман сообщил, что предлагаемый комбинат намечается разместить на двух площадках: на одной - ТЭЦ мощностью 108 тысяч киловатт, установку по коксованию и азотно-туковое производство - между Рубежанским химкомбинатом и станцией Володино; на другой - содово-нашатырное производство на левом берегу Северского Донца, напротив . Обе части комбината должен соединить 14-километровый трубо- и газопровод для подачи на содово-нашатырное производство сырья, то есть аммиака и углекислого газа.
Размещение будущего комбината на двух площадках, находящихся на большом расстоянии друг от друга, мотивировалось тем, что если он будет находиться на одной площадке, то Донец не сможет обеспечить необходимым количеством воды комбинат и другие предприятия. Во избежание этого, кроме размещения намечаемого предприятия на двух площадках, планировалось для поднятия уровня воды в Донце построить на нем две запруды. Одну - у рабочего поселка Рубежное, другую - около "Донсоды".
Конференция решительно высказалась за то, что будущий комбинат независимо от количества конечной выпускаемой продукции, должен размещаться на одной площадке. Было отмечено, что Лисичанский промышленный район имеет такие природные ресурсы, которые могут обеспечить бесперебойную работу не только будущего комбината, размещенного на одной площадке, но и уже действующих в районе предприятий, причем без дорогостоящих запруд на Донце.
Это утверждение основывалось на том, что авторы предварительного ТЭО Лисхимкомбината не учли проведенной в 1931 году исследовательской работы по выявлению подземных вод на участке левого берега Донца, начинающегося в окрестностях поселка Рубежное и кончающегося равниной напротив, где запасы чистой холодной воды оказались настолько значительными, что они могли давать ее свыше одного кубического метра в секунду без угрозы истощения.
Давая высокую оценку опытам, проведенным в полузаводском масштабе институтом по коксованию угля, конференция все же высказывала требование продолжать эти опыты в заводских условиях в целях получения наиболее точных данных по выявлению особенностей этого процесса.
После Харьковской конференции, решение лисичанской проблемы по созданию крупного центра по выпуску азотных удобрений из ведения ВСНХ Украины перешло в непосредственное подчинение наркомату тяжелой промышленности СССР. В начале Наркомтяжпром согласовал с вышестоящими органами страны вопрос о том, что в лисичанском промышленном районе должен строиться азотно-туковый комбинат без включения производства кальцинированной соды и нашатыря, как это предусматривало разработанное ТЭО предприятие. Затем Наркомтяжпром обратил внимание на ускорение проведения опытно-исследовательских работ по затронутым на Харьковской конференции вопросам, чтобы получить необходимые данные для уверенного проектирования будущего комбината не позже конца мая 1932 года. Главное управление химической промышленности должно было представить на утверждение график проектирования Лисичанского азотно-тукового комбината.
С началом опытно-исследовательских работ Наркомтяжпром развернул среди ученых и инженеров дискуссию по вопросу о выборе наиболее подходящего места для строительства предприятия и создания невдалеке от него благоустроенного поселка строителей и эксплуатационников, который бы по мере развития комбината превратился в новый городок.
Конец дискуссии был положен глубокой осенью 1932 года. И на стене небольшого одноэтажного дома, стоявшего на улице Интернациональной Лисичанска, появилась вывеска "Управление строительства Лисичанского азотно-тукового завода". С крыльца этого дома перед взором открывалась Ново-Сиротинская равнина, где строителям и химикам предстояло выдержать большую трудовую битву. С появлением управления строительства начало жить слово "Лисхимстрой".
Где пески от зноя летом ныли,
И курила пыльная метель,
Лисхимстрой в тридцатых возводили -
Города большого колыбель.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 19:15 | Сообщение # 26
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
Согласно проектному заданию мощность Лисичанского азотно-тукового завода (ЛАТЗ) была установлена небольшая - 108 тысяч тонн аммиака в год. Решение о строительстве небольшого АТЗ вовсе не означало, что отказались от создания крупного комбината. Оно лишь свидетельствовало об изменении подхода к осуществлению этой проблемы, которое произошло в связи с возникшими трудностями в выполнении намеченного Наркомтяжпромом плана опытно-исследовательских работ.
В основу решения о строительстве небольшого Лисичанского АТЗ было положено соображение использовать его в качестве опытно-промышленного предприятия для отработки всех необходимых данных для проектирования азотно-тукового комбината, которые не удалось получить при проведении опытно-исследовательских работ. В случае, если эти данные удастся получить раньше, то есть в ходе проведения исследований на Новомосковском и Березниковском азотно-туковых комбинатах, ввод в эксплуатацию которых ожидается в 1933 году, когда необходимость в строительстве небольшого ЛАТЗ отпадает и можно будет сразу приступить к проектированию и строительству крупного азотно-тукового комбината.
К осуществлению подготовительных работ и развертыванию строительства управление приступило уже в конце 1932 года.
Первостроитель Никита Алексеевич Посохов, поступивший на стройку шестнадцатым по счету рабочим, рассказывал:
"Дело началось с малого. На окраине Лисичанска открывались каменный, глиняный, меловой карьеры. Что касается непосредственных строителей, то их ожидали Ново-Сиротинские пески, где им предстояло возводить азотно-туковый завод и рабочий поселок".

В конце весны 1933 года управление строительства Лисичанского АТЗ приступило к созданию первого прорабского участка на левом берегу Донца. Место для него было выбрано восточнее села Ново-Сиротино, а потому назвали его поселок Восточный. Полевой штаб стройки располагался в нескольких бараках. В одном из них размещалась контора прораба и плотницко-столярная мастерская. В двух других, оборудованных нарами, жили строители. Поодаль - столовая, кузница, конюшня, воловник и гараж на две автомашины, имевшихся на стройке. Все это было сооружено из кустарника краснотала и камыша, росших в изобилии по берегам Боровой.
31 августа 1933 года управление строительства Лисичанского АТЗ заключило с Государственным институтом проектирования предприятий азотной промышленности - договор на проектирование предприятия. После заключения этого договора началась подготовка к строительству первых трех капитальных объектов: деревянного моста через Северский Донец, шоссейной дороги, связывающей песчаный пустырь за селом Ново-Сиротино с Лисичанском, и железной дороги от строительной площадки до станции Рубежная.
Всю осень и зиму для шоссейной дороги подвозили камень. Для железнодорожной ветки заготавливали шпалы Лес для них рубили по берегам Боровой. Часть материала сразу доставляли на распиловку, а часть готовилась к сплаву по реке во время весеннего паводка. Распиловка бревен проводилась вручную недалеко от реки у дороги, ведущей в Рубежное.
Первая пилорама на стройке появилась в конце 1935 года. Основными транспортными средствами на стройке были лошади, волы. Автомашины применялись в основном на длинные поездки снабженцев.
В конце января 1934 года Наркомтяжпром поручил вести строительство Лисичанского АТЗ Харьковскому тресту "Индустрой". Одно управление этого треста тогда находилось в Рубежном. От этого строительного управления на "Лисхимстрое" был образован строительный участок. В распоряжение подрядчика управление строительства АТЗ передало всю материально-техническую базу и значительную часть рабочей силы, оставив за собой функции контроля за ходом строительства и обеспечение строителей документацией и оборудованием. Куратором "Лисхимстроя" по приему работ, выполненных подрядчиком, был назначен Макс Моисеевич Старобинец - молодой инженер, прибывший на стройку в октябре 1933 года.
 
Mаксик=))Дата: Четверг, 19.01.2012, 19:16 | Сообщение # 27
логин
Майор
Группа: Администратор
Сообщений: 213
Награды: 1
Репутация: 21
Статус: Offline
В середине марта 1934 года на "Лисхимстроя" прибыла группа молодых инженеров-химиков. Среди них был невысокого роста, худощавый энергичный, мыслями устремленный в будущее Илья Матвеевич Барский, была щупленькая, немного удивленная тем, что оказалась на такой стройке, где пока раскинулись песчаные барханы, Эмма Самойловна Хурина. С ними - Ошер Моисеевич Касевич. Он с удивлением осмотрел панораму и не увидел на чем бы остановить взгляд.
Десятки и десятки специалистов перебывали на стройке. Многие из них долго здесь не задерживались. Кто уходил на повышение, кто, не выдержав многочисленные неурядицы, уезжал на благополучные стройки.
Как только отшумел весенний паводок 1934 года, основные силы строителей были брошены на сооружение шоссейной дороги и железнодорожной ветки. Одновременно на песчаной равнине началось сооружение бараков, которые располагались там, где нынче на улице Заводской Северодонецка стоят дома №№ 9 и 11. Столовая строилась напротив этих бараков через дорогу. Эти строения не были капитальными. Их ставили, как и на пос. Восточном, из кустарника и камыша, обмазав глиной и побелив.
В последних числах апреля в бараках поселились строители. В одном холостяки, в других семейные. Первыми жителями этих бараков были Федор Иванович Пензов, Степан Иосифович Скороход, Евдокия Андреевна Дуванова, Алексей Михайлович Попков, Прокофий Дмитриевич Лозовой, Никита Алексеевич Посохов и другие, на долю кого выпало счастье заложить первые камни в фундамент Северодонецка. В канун 1-го Мая 1934 года жители бараков вывесили лозунги и флаги. На длинных жердях подняли большую пятиконечную звезду, обтянутую красной материей. В середину звезды поставили фонарь . Когда стемнело, эта звезда красным светом известила жителей Лисичанска и округи о том, что на песчаном пустыре началась новая жизнь.
Первые барачные постройки
Убегали к солнцу на восток.
В тихом Лисхимстроевском поселке
Загорелся жизни огонек.

После первомайского праздника живее пошло строительство, как тогда говорили, барачного городка, который был расположен на месте 2-го и 8-го кварталов нынешнего Северодонецка. Стеновым материалом для них служили шлакоблоки, доставляемые из Лисичанска. Весной этого года в поселке заложены первые двухэтажные дома, существующие и поныне под №№ 5 и 7 по улице Заводской.
В июле 1934 года на стройку пришла весть о том, что Совнарком СССР во изменение прежнего решения о строительстве небольшого завода принял "Постановление о строительстве азотно-тукового комбината". В соответствии с этим постановлением менялись мощность перерабатывающих аммиак цехов и ассортимент выпускаемой продукции. Производство синтеза аммиака переводилось с давления 300 атмосфер на 850.
Особое внимание было обращено на создание жилого фонда. Решено к концу 1934 года закончить девять бараков, столовую, кухню, хлебопекарню и первые двухэтажные дома. В это время для укрепления коллектива стройки прибывают люди, имеющие строительные специальности. Многие из них возглавили бригады.
В конце августа лисхимстроевцы переживали свою первую радость: они закончили строительство шоссейной дороги, которая соединила строительную площадку с Лисичанском. По этой дороге право первым проехать на автомашине и перерезать красную ленту было предоставлено лучшей бригаде мостовщиков Алексея Михайловича Попкова. За первой радостью последовала другая. К XVII годовщине Великого Октября было закончено строительство пяти шлакоблочных бараков, столовой, хлебопекарни, а также первого капитального двухэтажного дома. Этот дом и ныне стоит на ул.Заводской под №5. Рядом с приземистыми бараками он тогда выглядел величественно. В сооружении этого дома принимали участие каменщики Ф.И.Пензов, П.Д.Лозовой, плотник Н.А.Посохов.
"За свою трудовую жизнь, - вспоминал Ф.И.Пензов, - я участвовал в строительстве не одного дома. Мои скромные заслуги в этом деле отметило советское правительство, наградив меня высшей наградой - орденом Ленина. Но когда я перебираю в памяти события прошлых лет, всегда вспоминаю о строительстве первого дома".
Вечером 6-го ноября 1934 года впервые загорелись в поселке электролампочки. Засияла и красная звезда, установленная на двухэтажном доме. Лисхимстроевцы приступили к сооружению целого ряда объектов: деревообрабатывающего завода, капитального деревянного моста через Северский Донец и других.
 
asselinnaДата: Вторник, 06.08.2019, 21:03 | Сообщение # 28
логин
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Очень интересная тема, благодарю!
 
Форум » Обсуждения: » История города Северодонецка » Как раждался город
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:
 
 
Рейтинг@Mail.ru Занесено в каталог Deport.ru Луганский рейтинг 


 <!-- Рейтинг сайтов Goon -->
<a href= Яндекс.Метрика