• Страница 1 из 1
  • 1
Поисковый отряд "Обелиск"
МилчеловекДата: Среда, 11.01.2012, 17:13 | Сообщение # 1
логин
Рядовой
Группа: Администратор
Сообщений: 545
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
У обелиска
В который год весна
Взойдет над обелисками.
Безвестных имена
Заговорят вдруг списками.
Звезда в который раз
Над братскою могилой
Свой повторит рассказ,
Кому она светила.
Лучей холодных свет
Вновь высветит все лица...
С вершин своих рассвет
Сойдет им поклониться
За каждый свой восход,
За мир, что есть сегодня,
За сорок пятый год –
Конец той преисподней.
Н. ХАЛАТЮК.
В наших краях одной безымянной могилой стало меньше. В канун Дня Победы на братском захоронении, расположенном в районе отстойника «Донсоды» на левом берегу Северского Донца, была установлена памятная плита с надписью фамилий 11 погибших воинов Второй мировой войны.
Меценатами в ее приобретении и изготовлении выступили бывший воин-интернационалист Александр Алексеевич Бондарев и Лариса Анатольевна Чередниченко (ЧП «Северодончанка»). Работы по установке памятной плиты и уходу за могилой взяли на себя работники ремонтно-механического цеха «Донсоды» во главе с его начальником Людмилой Николаевной Дроновой. Спонсорскую помощь на выбивку имен оказали простые жители нашего города.
В списке - семь фамилий (гвардии рядовые Николай Алексеевич Москалев, Михаил Федосеевич Половинков, Никифор Ефимович Сафонов, Михаил Матвеевич Сень, Петр Иванович Сколько, Оман Доньяров и Остап Кадыев) разведчиков 59-й гвардейской стрелковой дивизии 179-го гвардейского стрелкового полка. Первоначально о них ходила в народе такая вот легенда.
– По воспоминаниям очевидцев, – рассказывает руководитель поискового отряда «Обелиск» Сергей Яцына, – в конце зимы 1943 года группа из семи разведчиков, следуя на задание, расположилась на отдых в одной из местных жительниц Боровского. Самому старшему лет двадцать пять давали, а остальные еще моложе были. Отдохнув, разведчики ушли в район парка им. Первого мая города Лисичанска. В четыре часа утра при возвращении, на выходе из лесного массива, южнее Боровского, группа была обнаружена и обстреляна противником из поселка Белая Гора. Погибли все. Чуть позднее всех семерых разведчиков похоронили на месте гибели. К сожалению, в последнее время сильные разливы Северского Донца неоднократно затапливали могилу. В связи с этим было принято решение о ее перенесении в район отстойника «Донсоды» на 500 метров восточнее ранее занимаемого места на левом берегу реки.


Безмолвный крик тревожит наши души,
А вместе с ним минувшая война –
Не дайте память до конца разрушить,
Жизнь не вернуть, верните имена!
 
МилчеловекДата: Среда, 11.01.2012, 17:14 | Сообщение # 2
логин
Рядовой
Группа: Администратор
Сообщений: 545
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
Долгое время имена павших оставались неизвестными. Их удалось восстановить лишь только по документам полка, где были отражены именно семь бойцов, именно с одной датой гибели, из одного и того же подразделения.
Принимая во внимание и тот немаловажный факт, что общие потери полка всегда отражены в списках безвозвратных потерь, а потери разведки проходили только в документах политдонесений и приказах по полку, документы трех дивизий изучались подробно. И только в 59-й гвардейской стрелковой дивизии такие данные нашлись. В книге приказов по 179-му гвардейскому стрелковому полку имеется запись о семерых бойцах, погибших в один день - 4 марта 1943 года. Но, к сожалению, социально-демографические данные у всех их отсутствуют. Однако, в народе говорят, что надежда умирает последней. Теплится она у поисковиков.
А в 70-80-х годах энтузиаст поискового движения Лисичанска Юрий Васильевич Куденко в эту же могилу захоронил еще четырех безымянных воинов, чьи останки были обнаружены в районе лесного массива отстойника «Донсоды». Разработанная поисковая программа позволила установить в массе документов 1943 года их имена только лишь по первоначальному месту погребения. Это – рядовые Тихон Егорович Сиренко, Яков Павлович Шапарь, Петр Семенович Балабов и гвардии рядовой Павел Филиппович Коршок.
А параллельно с нашими поисковиками поиск безвести пропавшего Павла Филипповича Коршака вели и родные. В последнее время его отец обратился в Лутугинский райвоенкомат, чтобы узнать судьбу своей кровинушки: не мог же человек пропасть бесследно?
Получил справку о том, что Павел Филиппович Коршак пропал без вести в августе 1943 года. Ни слова, ни полслова о том, кем и в каком полку он служил. Стал дальше писать. Пришло извещение что рядовой 59-й гвардейской стрелковой дивизии 179-го гвардейского стрелкового полка Петр Филиппович был ранен 17 июля 1943 года. А дальнейшая судьба неизвестна. «Бесполезно искать, - отчаялся старик. – Пусть уже будет, что будет. В церковь пойду, помяну и все».
Так каждый раз и делал.


Безмолвный крик тревожит наши души,
А вместе с ним минувшая война –
Не дайте память до конца разрушить,
Жизнь не вернуть, верните имена!
 
МилчеловекДата: Среда, 11.01.2012, 17:14 | Сообщение # 3
логин
Рядовой
Группа: Администратор
Сообщений: 545
Награды: 4
Репутация: 3
Статус: Offline
- Мне было обидно за дядю, - вспоминает племянник Николай Васильевич Марченко. – Сильно хотелось знать, как сложилась его
боевая солдатская жизнь. Ведь в селе некоторые подшучивали, мол, он в Германию с немцами ушел. Не верится мне, что дядя предателем мог стать. И друзья рассказывали, что он шубутной был. Его однолеток забирали в Германию, а он со своим другом что-то такого поел, что желудок сильно расстроился, и немцы его отпустили. Немного позже воровал у них оружие. Зимой 1943 года его даже забрали в немецкую комендатуру. «Ну, - думали в селе, -все Пашке!». Но его выпустили. Наши войска уже в Луганске стояли, и они с другом Сашкой Ивченко-Ващенко туда двинулись.
От немцев подальше. Однако вскоре и возвратились. А тут уже наши наступать стали. У бабушки во дворе артиллерийский расчет стоял. Вот к этим-то солдатам дядя Паша и привязался. Ушлми они с боями вперед, вместе с ними ушел добровольцем и он. И его друг - Сашка Ивченко-Ващенко.
Исходя из этих скудных рассказов, Николай Васильевич и приступил к розыску след родственника. Извещения получал неутешительные, потому что по учету безвозвратных потерь по 9-му отделу П.Ф. Коршок не прошел. А его фамилия «всплыла» только в документах полка. Гвардии рядовой Павел Филиппович Коршок, уроженец поселка Водяное погиб без вести в боях на левом берегу Северского Донца в районе населенного пункта г. Верхнее (ныне входящего в черту Лисичанска).
Цепочка переписки с ветеранами и поисковиками привела его к Сергею Яцыне. По приглашению поискового отрада «Обелиск» Николай Васильев Марченко приезжал на этот День Победы в наш город, посетил братскую могилу, в которой, возможно, покоятся и останки его дяди, а если и нет, то по крайней мере увековечена его фамилия, установленная в результате исследовательской работы. Возложил цветы, выпил сто граммов за помин души и сказал: «А все-таки на свете больше людей добрых. Спасибо всем, кто поомг установить место гибели и увековечил имя близкого мне человека».
Ирина СЫТНИК
(«СВ» №37 выд 17 травня 2002 р.)


Безмолвный крик тревожит наши души,
А вместе с ним минувшая война –
Не дайте память до конца разрушить,
Жизнь не вернуть, верните имена!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
 
 
Рейтинг@Mail.ru Занесено в каталог Deport.ru Луганский рейтинг 


 <!-- Рейтинг сайтов Goon -->
<a href= Яндекс.Метрика