• Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Обсуждения: » Вооружение Вермахта » Бронетехника Германии (ТАНКИ)
Бронетехника Германии
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:29 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Pz.I (Т-1)

kpfw. I (Sd. Kfz.l01) (Sd. Kfz. - Sonderkraftfahrzeug - спецмашина) Легкий танк Pz. Kpfw. I (Panzerkampfwagen - бронированная боевая машина) или Pz. I (Panzer - танк) разработан фирмой "Крупп" в 1933 г. Серийно выпускался под обозначением Pz. Kpfw. I Ausf. А с середины 1934 г. Танк оснащался четырехцилиндровым двигателем "Крупп" М305 мощностью 57 л. с. и развивал скорость до 37 км/ч. Подвеска выполнялась смешанной: использовался передний каток со спиральной пружиной, остальные, сблокированные по два, снабжались листовыми рессорами. Обе тележки катков соединяла внешняя балка жесткости. Боевая масса машины составляла 5,4 т. Толщина брони - 6- 13 мм. Вооружение состояло из двух 7,9-мм пулеметов MG-13 во вращающейся башне. Экипаж - 2 чел. За период 1934-1935 гг. было построено 818 танков.
В 1935 г. началось производство усовершенствованной модели-Pz. I Ausf. В, на которой устанавливался двигатель "Майбах" NL38TR мощностью 100 л. с. Скорость возросла до 40 км/ч. По сравнению с модификацией А, корпус танка удлинили, а в ходовую часть добавили еще по одному катку. Пулеметы MG-13 заменили на более совершенные MG-34. Бронирование осталось прежним, однако боевая масса увеличилась почти до 6 т. До 1937 г. было выпущено 680 танков модификации В. Танки Pz. I впервые вступили в бой в Испании, где входили в состав танкового батальона Легиона Кондор. Применялись в Польше, Франции, на Балканах и т. д. При нападении на Советский Союз 22 июня 1941 г. немцы задействовали 410 танков Pz. I, которые практически все были потеряны к началу 1942 г. 25 танков Pz. I Ausf. В использовались 5-й легкой дивизией Африканского корпуса в 1941 г.
На базе модификаций А и В выпускались командирские танки (до 200 машин), самоходные установки, вооруженные чешскими 47-мм противотанковыми пушками, (170 машин), самоходные 150-мм тяжелые пехотные орудия, 20-мм зенитные установки, тягачи и ремонтные танки.
В 1942 г. было построено 30 танков, получивших обозначение Pz. I Ausf. F(VK 1801) и имеющих принципиально иную ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской катков, расположенных в шахматном порядке. Максимальная толщина брони достигала 80 мм. Боевая масса возросла до 21 т, однако вооружение по-прежнему состояло только из двух 7,9-мм пулеметов. Танки Pz.I Ausf. F применялись для борьбы с партизанами или использовались в качестве командирских машин
Прикрепления: 3567511.jpg(115.9 Kb) · 4706859.jpg(37.6 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:31 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Pz.II (Т-2)

Легкий танк PzII своим появлением обязан скорее всего Г. Гудериану. Именно он желал видеть в будущих танковых дивизиях сравнительно легкий танк с противотанковым вооружением. Такая машина массой 10 т в июле 1934 г. была заказана фирмам "Крупп-Грузон", "Геншель" и MAN. Танк с 20-мм пушкой предназначался для использования в качестве разведывательного и замены пулеметного Pz Kpfw I. До тех пор пока не были сняты ограничения Версальского договора, он официально создавался как сельскохозяйственный трактор LaS 100.
Первые прототипы из неброневой стали были готовы в октябре 1935 г. Ни один проект полностью не устраивал заказчика, и в производство была передана комбинированная машина: шасси от фирмы MAN, корпус и башня - от "Даймлер-Бенц". С мая 1936-го по февраль 1937 г. было изготовлено 75 танков. Все они имели ходовую часть из шести опорных катков малого диаметра, сгруппированных в три тележки на борт. Боевая масса составляла 7,6 т. Эта партия в свою очередь делилась на три подмодификации - a/1, a/2 и a/3, в каждой по 25 машин. Между собой в общем плане они отличались несущественно, но в то же время выполняли роль испытательного стенда для проверки отдельных технических решений. Так, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. Танки Pz Kpfw II Ausf a/3 имели увеличенный радиатор системы охлаждения и усиленные пружины подвески.
Весной 1937 г. было выпущено 25 машин Pz Kpfw II Ausf b с усовершенствованной трансмиссией и ходовой частью (новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики). Попутно установили более мощный мотор, который значительно лучше вентилировался и охлаждался. Масса танка возросла до 7,9 т. Ставшую затем классической для этого типа танков ходовую часть из пяти опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор обкатывали на 25 машинах Pz Kpfw II Ausf с фирмы "Геншель"1.
Серийные танки стали производить с марта 1937 г. До апреля 1940 г. было выпущено 1088 машин модификаций А, В и С. В принципе это была одна и та же конструкция с закругленной носовой частью корпуса. Различие состояло лишь в расположении и размерах смотровых щелей и используемых прицелах. Броневая защита, как показала польская кампания, оказалась довольно слабой. Даже лобовая броня легко пробивалась из польского противотанкового ружья Ur. Ее в спешном порядке усилили методом экранировки - накладкой дополнительных 20-мм пластин.
С мая 1938-ro по август 1939 г. фирмы "Даймлер-Бенц" и MAN выпустили для танковых батальонов легких дивизий 143 так называемые быстрые машины (Schnellkampfwagen). По сути, это уже были следующие модификации танков - D и Е. От предыдущих они существенно отличались ходовой частью типа Кристи, имевшей по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Подвеска катков индивидуальная торсионная. Корпус также значительно перекомпонован. Без изменений осталась лишь башня с вооружением. 140-сильный двигатель "Майбах" HL62TRM сообщал танку скорость 55 км/ч. Боевая масса составила 10 т, запас хода - 200 км. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт корпуса и башня - 14,5 мм.
Прикрепления: 5694310.jpg(28.3 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:31 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
В 1940 г., стремясь расширить возможности этого типа машин, на базе шасси текущего производства решили строить огнеметные танки. Вплоть до лета 1942 г. произвели 112 машин и еще 43 переделали из линейных в ходе капитального ремонта. В уменьшенной башне устанавливался 7,92-мм пулемет. Два огнемета в бронеголовках размещались по передним углам корпуса. В горизонтальной плоскости они наводились в секторе почти 180o и могли произвести 80 огнеметаний продолжительностью 2 - 3 с на дальность 35 м. Боевая масса Pz Kpfw II Flamm Ausf А и В (Sd Kfz 122), известных также под названием "Фламинго" ("Flamingo"), достигала 12 т. Запас хода составил 250 км. Экипаж остался прежним - три человека. Несколько увеличилась толщина брони: до 30 мм в лобовых деталях башни и корпуса, 20 - 25 мм на бортах Но этого оказалось недостаточно: из-за малой дальности огнеметания огнеметным танкам приходилось слишком близко подходить к траншеям противника и они несли большие потери. Приняв боевое крещение в июне 1941 г. на советско-германском фронте, они в конце концов были переоборудованы в самоходные установки.
Pz Kpfw II Ausf F - практически последняя массовая модификация "двоек". 524 машины были выпущены с марта 1941-го по декабрь 1942 г. (в дальнейшем строились исключительно самоходные установки на базовом шасси). Их главное достоинство по сравнению с предыдущими образцами - усиленная броневая защита. Теперь носовая часть корпуса выполнялась из 35-мм листа с наклоном 13o к вертикали. Верхний 30-мм лист имел наклон 70o. Изменились форма ленивца и конструкция подбашенной коробки. В ее лобовом листе, установленном с наклоном 10o, справа канавкой имитировалась смотровая щель. Командирская башенка имела восемь перископов.
z Kpfw II в начале Второй мировой войны составляли 38% танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и Н35, советских Т-26 и БТ. Но все равно производство Pz Kpfw II, существенно сократившееся в 1940 г., в последующие два года резко возросло. До накопления в необходимых количествax Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV легкие машины продолжали оставаться основной техникой в танковых частях и подразделениях. Лишь в 1942 г. их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта. Все в больших количествах танковые шасси после ремонта передавались под монтаж самоходных установок.
На немногочисленных экспериментальных танках (двенадцать VK901, четыре VK1301, двадцать два VK1601) отрабатывались оригинальные технические решения. Так, готовясь к вторжению в Англию, немецкие конструкторы разработали для Pz Kpfw II навесные понтоны с винтами. На плаву опытные машины развивали скорость до 10 км/ч при волнении моря 3 - 4 балла. Попытки кардинально увеличить скорость и усилить бронирование так и не были завершены.
Прикрепления: 7502863.jpg(29.2 Kb) · 3201783.jpg(19.3 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:34 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Pz.III (Т-3)

До лета 1943 года Вермахт подразделял свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, а Pz. IV - тяжелым.
Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной "панцерваффе". История же его началась одновременно с другими танками. с которыми Германия вошла во вторую мировую войну.
В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen - ротная командирская машина). Из четырех фирм. участвовавших в конкурсе. только одна - "Даймлер-Бенц" - получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи - пять опорных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz, IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными. Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
В 1938 году на заводах сразу трех фирм - "Даймлер-Бенц", "Хеншель" и MAN - началось производство первой массовой модификации "тройки" - Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами. которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19.5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III. стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа Противники же их пришли к этому значительно позже - лишь к 1943-1944 годам.
PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46.5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель "Майбах" HL 120TR мощностью 300 л с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км - при движении по пересеченной местности.
Компоновка танка была традиционной для немцев - с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.
Характерным для корпуса этого танка, как. впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу - одна шестерня Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась "безвальной" системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.
Ширина гусеничных лент - 360 мм - была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.
Прикрепления: 1426500.jpg(54.8 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:35 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Средний танк PzKpfw III был первым по-настоящему боевым танком вермахта. Он разрабатывался в качестве машины для командиров взводов, однако с 1940 до начала 1943 года был основным средним танком немецкой армии. Танки PzKpfw III различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год фирмами "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN, "Алкетт", "Крупп", FAMO, "Вегманн", MNH и MIAG.
Во вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких танков PzKpfw I и PzKpfw II средние танки PzKpfw III версий А, В, С, D и Е (см. главу "Танки межвоенного периода. 1918-1939 гг.", раздел "Германия").
В период с октября 1939 года по июль 1940 года фирмы FAMO, "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN и "Алкетт" выпустили 435 танков PzKpfw III Ausf. F, которые незначительно отличались от предыдущей модификации Е. На танках появилась броневая защита воздухозаборов тормозной системы и системы управления, люки доступа к механизмам системы управления делались из двух частей, основание башни прикрывала специальная защита, чтобы при попадании снаряда башню не заклинивало. На крыльях устанавливались дополнительные габаритные фонари. Три ходовых фонаря типа "Нотек" размещались на передней части корпуса и левом крыле танка.
PzKpfw III Ausf. F вооружались 37-мм пушкой с так называемой внутренней маской, а 100 машин этой же версии - 50-мм пушкой с внешней маской, В 1942-1943 годах часть танков получила 50-мм пушку KwK 39 L/60, Первые же 10 машин с 50-мм пушкой были построены еще в июне 1940 года.
Производство танков версии G началось в апреле - мае 1940 года, и к февралю 1941 года 600 танков этого типа поступили в танковые части вермахта, Первоначальный заказ составлял 1250 машин, но после захвата Чехословакии, когда немцы поставили в строй много чехословацких танков LT-38, получивших в немецкой армии обозначение PzKpfw 38 (t), заказ сократили до 800 машин.
На PzKpfw III Ausf. G толщина кормовой брони увеличилась до 30 мм. Смотровая щель механика-водителя стала закрываться броневой заслонкой. На крыше башни появился электрический вентилятор в защитном кожухе.
Танки должны были вооружаться 37-мм пушкой, но большая часть машин вышла из сборочных цехов с 50-мм пушкой KwK 39 L/42, разработанной фирмой "Крупп" в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков моделей Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.
Изменилось расположение ящиков с запасными частями и инструментами на надгусеничных полках На крыше башни имелось отверстие для пуска сигнальных ракет. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снаряжения. получивший шутливое название "сундук Роммеля".
Танки более позднего выпуска оснащались командирской башенкой нового типа, которая устанавливалась также на PzKpfw IV и была снабжена пятью перископами.
Строились также танки в тропическом исполнении. Они обозначались PzKpfw III Ausf. G (trop) и отличались улучшенной системой охлаждения и воздушными фильтрами. Таких машин было выпущено 54 единицы.
Танки версии G поступили на вооружение вермахта в ходе французской кампании.
В октябре 1940 года фирмы MAN, "Алкетт". "Хеншель", "Вегманн", MNH и MIAG развернули серийное производство танков версии Н. К апрелю 1941 года было построено 310 (по некоторым источникам 408) машин из 759 заказанных в январе 1939 года.
Прикрепления: 1634631.jpg(50.9 Kb) · 8293295.jpg(49.1 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:36 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Толщина брони задней стенки башни танков PzKpfw III Ausf. H увеличилась до 50 мм. Аплицированная лобовая броня была усилена дополнительной броневой плитой толщиной 30 мм.
В связи с увеличением массы танка и использованием гусениц шириной 400 мм на поддерживающих и опорных катках пришлось установить специальные направляющие, которые увеличили диаметр катков на 40 мм. Чтобы устранить чрезмерное провисание гусеницы, передний поддерживающий каток, который на танках версии G находился почти рядом с пружинным амортизатором, пришлось сместить вперед.
Среди других усовершенствований следует отметить изменение положения фары на крыле, буксирных крюков, формы входных люков. Ящик с дымовыми шашками конструкторы перенесли под навес задней плиты силового отделения. У основания башни устанавливался угловой профиль, защищавший основание от попадания снаряда.
Вместо коробки передач "Вариорекс" на машинах версии Н устанавливалась коробка передач типа SSG 77 (шесть передач вперед и одна назад) Конструкция башни изменилась таким образом, что члены экипажа, находившиеся в ней, вращались вместе с башней. Командир танка, а также наводчик и заряжающий имели свои люки в боковых стенках и крыше башни.
Боевое крещение танки PzKpfw III Ausf. H получили в ходе операции "Барбаросса". В 1942-1943 годах танки были перевооружены 50-мм пушкой KwK L/60.
Первоначально танки PzKpfw III Ausf. J вооружались 50-мм пушкой KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 года, на них начали устанавливать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Всего было построено 1549 машин с пушкой KwK 38 L/42 и 1067 машин с пушкой KwK 38 L/60.
Появление новой версии -PzKpfw III Ausf. L - связано с неудачным ходом работ по установке на шасси PzKpfw III Ausf. J стандартной башни танка PzKpfw IV Ausf G. После провала этого эксперимента было принято решение начать производство новой серии танков, обладающих улучшениями, предусмотренными для версии L. и вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60.
В период с июня по декабрь 1942 года было выпущено 703 танка версии L. По сравнению с предыдущими версиями новые машины имели усиленное бронирование пушечной маски, которая одновременно служила противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни был защищен дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне. Другие изменения касались механизма натяжения гусениц, расположения дымовых шашек на корме танка под загибом брони, конструкции и расположения ходовых огней и размещения инструментов на надгусеничных полках, Смотровая щель заряжающего в дополнительном бронировании маски пушки была ликвидирована. Наверху броневой защиты маски имелось небольшое отверстие для осмотра и техобслуживания механизмов противооткатного устройства пушки. Кроме того. конструкторы устранили броневую защиту основания башни, которая находилась сверху на корпусе танка, и смотровые щели по бокам башни. Один танк версии L испытывался с безоткатным орудием KwK 0725.
Из заказанных 1000 танков PzKpfw III Ausf. L было построено только 653. Остальные переделали на танки версии N, оснащенные пушкой калибра 75 мм.
Последней версией танка PzKpfw III с 50-мм пушкой была модель М. Танки этой модификации представляли собой дальнейшее развитие PzKpfw III Ausf. L и строились с октября 1942 по февраль 1943 года. Первоначальный заказ на новые машины составил 1000 единиц, но, учитывая преимущества советских танков над PzKpfw III с 50-мм пушкой, заказ сократили до 250 машин. Часть остальных танков перестроили на самоходки Stug III и огнеметные танки PzKpfw III (FI), а другую часть переделали на версию N, установив на машинах 75-мм пушки.
По сравнению с версией L танки PzKpfw III Ausf. M имели незначительные отличия. По обе стороны башни устанавливались строенные дымовые гранатометы NbKWg калибра 90 мм, монтировался противовес пушки KwK 39 L/60, в боковых стенках корпуса были ликвидированы эвакуационные люки. Все это позволило увеличить боекомплект с 84 до 98 выстрелов.
Выхлопная система танка позволяла ему без подготовки преодолевать водные препятствия глубиной до 1,3 м.
Другие усовершенствования касались изменения формы буксирных крюков, ходовых огней, установки стойки для крепления зенитного пулемета, кронштейнов для крепления дополнительных бронеэкранов. Цена одного PzKpfw III Ausf. M (без вооружения) составила 96183 рейхсмарки.

Добавлено (01.02.2012, 11:36)
---------------------------------------------
4 апреля 1942 года Гитлер приказал изучить целесообразность перевооружения танков PzKpfw III 50-мм пушкой Рак 38. С этой целью один танк оснастили новой пушкой, но эксперимент закончился неудачно.
Танки последней серийной версии получили обозначение PzKpfw III Ausf. N. Они имели такой же корпус и башню, как и машины версий L и М. Для их производства использовано соответственно 447 и 213 шасси и башен обеих версий. Главное, что отличало танк PzKpfw III Ausf. N от его предшественников, это 75-мм пушка KwK 37 L/24, которой вооружались танки PzKpfw IV версий A-F1. Боекомплект составлял 64 выстрела. PzKpfw III Ausf. N имели видоизмененную маску пушки и цельный люк командирской башенки, бронирование которой достигло 100 мм. Смотровая щель справа от орудия была ликвидирована. Кроме того, имелся ряд других несущественных отличий от машин более ранних версий.
Производство танков версии N началось в июне 1942 года и продолжалось до августа 1943 года. Всего было выпущено 663 машины, еще 37 танков были переоборудованы под стандарт Ausf. N в ходе ремонта машин других версий.
Помимо боевых, так называемых линейных танков, было выпущено 5 типов командирских общей численностью 435 штук. 262 танка переоборудовали в машины управления артиллерийским огнем. Особый заказ - 100 огнеметных танков - выполнила фирма "Вегманн". Для огнемета с дальностью действия до 60 метров требовалось 1000 литров огнесмеси. Танки предназначались для Сталинграда, но на фронт попали только в начале июля 1943 года - под Курск.
В конце лета 1940 года 168 танков версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15м; свежий воздух подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой - "шнорхелем".
Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг.
С июля 1944 года PzKpfw III применялся и в качестве БРЭМ. При этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов и проведения инженерных работ. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки линейного танка в дрезину.
PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до африканской пустыни, повсюду пользуясь любовью немецких танкистов. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли "тройке" успешно бороться с более мощными Т-34, KB и "Матильдами" в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные PzKpfw III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами как раз в силу вышеперечисленных причин: комфорт, отличная оптика плюс прекрасная радиостанция. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками.
роизводство танков PzKpfw III было прекращено в 1943 году, после выпуска примерно 6000 машин. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на их базе.

Прикрепления: 9701904.jpeg(53.5 Kb) · 0450681.jpg(23.7 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:40 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Pz-38(t)

1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного легкого танка чехословацкой армии. Было заказано 150 танков, из которых первые 20 нужно было сдать к концу года, а остальные 130 - к концу мая 1939-го.
Выполнению этих планов сильно мешали экспортные поставки, отвлекавшие фирму ЧКД от выполнения заказа для чехословацкой армии. Речь здесь идет об изготовлении партий танков для Перу, Швейцарии и Литвы. Первые боевые машины для перуанской армии были готовы 8 августа 1938 года. После объявления мобилизации в сентябре 1938 года танки были реквизированы чехословацкой армией, но затем все-таки отправлены в Перу. Эта страна получила 24 машины LTP.
Первым в эту латиноамериканскую страну прибыл танк, названный "Лима". После сборки и регулировки узлов и агрегатов, проведенных под руководством чешского инженера Чевички, машина подверглась испытаниям на высоте 3725, а позднее - 4500 м над уровнем моря.
Свою службу в частях перуанской армии LTP начали с участия в... военном перевороте. В 1946 году Перу собиралась закупить еще 24 машины этого типа, поскольку, по мнению военных, они были лучше американских "стюартов". Готовых танков в Чехословакии в то время уже не нашлось, а вот поставки запчастей продолжались вплоть до 1950 года.
Поразительно, но последние, правда не подтвержденные, упоминания о службе LTP в перуанской армии относятся к 1988 году!
Контракт со Швейцарией на поставку танков LTH заключили 16 декабря 1937 года. С августа 1938 по апрель 1939 года ЧКД изготовила 24 машины, вооруженные, в отличие от чехословацкого прототипа, 20-мм пушками "Эрликон".
Такими же пушками предполагалось вооружить и 21 машину LTL для Литвы, изготовление которых планировалось начать в апреле 1939 года.
В результате всех этих экспортных усилий к 15 марта 1939 года - началу оккупации Чехии и Моравии немецкими войсками было выпущено только три танка LT vz.38 для чехословацкой армии. Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода БММ (немцы переименовали ЧКД в Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику) 22 мая 1939 года. Интерес, проявленный руководством панцерваффе к чехословацкой боевой машине, оказался не случайным.
При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой "Шкода" А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.35. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов.
На танке использовался двигатель "Прага" ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Это позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперед и одна - назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.
Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт - 0,57 кг/см2.
Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой - 15, кормы - 12, крыши - 10, днища - 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15-25 мм.
Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам легкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III, выпускавшийся в то время в мизерных количествах. К явным недостаткам чехословацкой машины можно отнести устаревшую для конца 30-х годов технологию изготовления корпуса и башни - клепкой на каркасе из уголков. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения труда.
Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных еще для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Экипаж был увеличен до четырех человек.
Прикрепления: 8034093.jpg(68.4 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:41 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.
Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и измененным расположением глушителя.
На 105 машинах модификации D был введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.
С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е - вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни - 50 мм, борта корпуса и башни - 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.
Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы вермахтом.
Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее, в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941 - 1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.
Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960-1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортеров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 70-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.
Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика ЗИП. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года, после выпуска 1414 танков всех модификаций, производство Pz.38(t) прекратили.
Кроме того, БММ изготовила 21 танк LT-40 для словацкой армии, а также 15 танков TNH n.А. в 1942 году. Последний был предложен вермахту в качестве скоростного разведывательного; он имел 37-мм орудие и скорость 60 км/ч при броневой защите 35 мм. Боевая машина была испытана, но в серию так и не пошла. В дальнейшем БММ выпускала уже только самоходные орудия.
Помимо линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 процентов от общего числа произведенных машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемета в корпусе.
Уцелевшие башни от подбитых и недостроенных танков использовались для вооружения дотов. Всего с 1941 по 1944 год было использовано 435 таких башен со штатным вооружением.
Боевое крещение танки Pz.38(t) получили во время польской кампании; в ней участвовали 59 машин 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта. К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух немецких танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).
Прикрепления: 3301550.jpg(50.1 Kb) · 4756980.jpg(46.6 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:42 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка Pz.38(t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года оставшиеся машины этого типа объединили во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки Pz.38(t) использовались, главным образом, в полицейских и учебных целях. Часть танков, снятых с вооружения панцерваффе, немцы передали своим союзникам - Венгрии, Болгарии, Румынии и Словакии.
LT vs.38 можно считать самым широко использовавшимся чехословацким танком, хотя и не в самой Чехословакии. Начавший производиться в 1938 году, LT-38 вырос на опыте разработки и производства танка LT-35, и стал самым удачным танком чехословацкой индустрии. LT-38 в различных вариантах экспортировался в различные страны и заслужил там прекрасную репутацию: Швеция (THN Sv), Иран/Персия (TNH), Перу (LTP), Швейцария (LTH-Pz39) и Латвия (LTL).
В 1938-39 годах Германия захватила Чехословакию, и в марте 1939 года 150 недостроенных LT-38 были конфискованы и переданы компании CKD в Праге для завершения сборки. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140. После захвата Чехословакии танк LT-38 стал одним из самых важных танков, используемых германскими танковыми частями, и находился в производстве как танк до июня 1942 года. В ходе войны PzKpfw 38(t) экспортировался и использовался союзниками Германии: Румыния (50), Словакия (90), Болгария (10) и Венгрия (102). Также PzKpfw 38(t) использовался и войсками стран антигерманской коалиции. Один танк был захвачен английскими и французскими войсками в мае-июне 1940 года, другой экземпляр (№543 на башне) был захвачен позже, во время итальянской компании в 1943 году или в Нормандии в 1944 году, и был испытан в Англии. Некоторое количество PzKpfw 38(t) было захвачено Красной армией и было использовано в боевых действиях. Наконец в мае 1945 года PzKpfw 38(t) под обозначением LT-38/37 вернулся в Чехословакию и использовался в армии как тренировочный танк до начала 1950-х годов.
Статистика производства Panzerkampfwagen 38(t)Модель Период Количество
Дополнительно было собрано 179 шасси Ausf G, но танки завершены не были.
Примерно 1400 PzKpfw 38(t) было выпущено в 8-ми вариантах (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях и с улучшенной бронезащитой. Все они были вооружены чешскими 37мм. орудиями Skoda A7 vz.38 (германская маркировка 37mm KwK 38(t) L/48 (L/47.8)). Корпус ранних PzKpfw 38(t) был клёпаным (прямое попадание снаряда часто срывало головки заклёпок, которые наносили ранения (в том числе и смертельные) экипажу), а поздние варианты были, в основном, сварные. Позже броня ранних моделей PzKpfw 38(t) были усилена, а некоторые, возможно, были перевооружены германским 37мм. орудием KwK 35/36 L/46.5. Несколько PzKpfw 38(t) было переоборудовано в огнемётные танки путём замены встроенного пулемёта на огнемёт, а горючее для него подавалось по шлангам из, находящегося сзади танка, прицепа с цистерной (200 литров). Также на базе PzKpfw 38(t) был разработан прототип плавающего танка AP-1, но он так и не был запущен в производство. В дальнейшем производились шасси PzKpfw 38(t) улучшенных версий Ausf H/K/L/M и использовались как основа для различных машин (таких как Marder III Ausf H/M, Bison/Grille Ausf H/K/M и Hetzer). Вдобавок, ранние модели, возвращавшиеся для ремонта, часто служили основой для различных переделок.
PzKpfw 38(t) производились под контролем Германии и массированно применялись в польской компании (3-я лёгкая дивизия), в Норвегии (31-ый армейский корпус), Франции (6-я, 7-я и 8-я танковые дивизии), на Балканах (8-я танковая дивизия) и в СССР (6-я, 7-я, 8-я, 12-я, 19-я и 20-я танковые дивизии). В ходе боёв в СССР, недостаток огневой мощи и бронезащиты сделал PzKpfw 38(t) неэффективным и, практически, бесполезным. С 1942 года ему отведены второстепенные роли: разведка и тренировка экипажей. В сентябре 1939 года в планах было разработать лёгкий разведывательный танк, и в начале 1942 года 15 PzKpfw 38(t) nA (neuer Art) были изготовлены BMM (CKD/Praga), но этот вариант не был принят в производство. В 1942 году обычная германская практика по адаптации шасси к различным машинам началась с Marder III и Flakpanzer 38(t). В 1942 и 1943 годах, после снятия башен, несколько PzKpfw 38(t) использовались как тренировочные машины для водителей танков. Эти тренировочные машины получили обозначение PzKpfw 38(t) Schulfahrwanne и использовались в тренировочных школах Вермахта и NSKK (полувоенная организация). 351 башня с PzKpfw 38(t) была использована в германских фортификациях в Норвегии (75), Дании (20), на западном Атлантическом побережье (9), в Юго-Западной Европе (150) и Восточной Европе/Восточном фронте (78).
Тактико-технические характеристики Panzerkampfwagen 38(t)
Ausf A Ausf G
Прикрепления: 6391783.jpg(46.6 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:43 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Вес: 9400кг 9850кг
Экипаж: 4 человека 4 человека
Двигатель: Praga EPA/6 цилиндров/125л.с. Praga EPA/6 цилиндров/125л.с.
Скорость: Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч
Запас хода: Дорога: 250км
Бездорожье: 160км Дорога: 250км
Бездорожье: 160км
Длина: 4,60м 4,61м
Ширина: 2,12м 2,14м
Высота: 2,40м 2,40м
Вооружение: 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t) 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t)
Боезапас: 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов
Броня: 8-25мм 8-50мм
Одной из самых интересных модификаций был Aufklarungspanzer 38(t) - Sd.Kfz.141/1. Они использовались как разведывательные машины и имели башню "Hangelafette" (вооружённые машины имели 20мм. орудие KwK 38 L/55 и пулемёт MG42) или модифицированную надстройку с 75мм. орудием KwK 37 L/24 и пулемётом MG42. В 1943-44 годах было построено только 50-70 Aufklarungspanzer 38(t), вооружённых 20мм. орудием и всего 2, вооружённых 75мм. орудием, в 1944 году. Самым удачным редизайном PzKpfw 38(t) был Jagdpanzer 38 Hetzer (истребитель танков). Интересное предложение внёс Krupp: установить на шасси PzKpfw 38(t) башню от Panzer IV, но оказалось, что технически это неосуществимо. Германские конструкторы начали разработку собственного улучшенного варианта Panzerkampfwagen 38(t) шасси под обозначением Panzerkampfwagen 38(d), но проект достиг только стадии прототипа. Они использовались для нескольких различных машин, включая серию "Е" (Entwicklung).
15 октября 1943 года Адольф Гитлер согласился разрешить производство "Gepard", как временный промежуточный вариант до тех пор, пока не будет завершена разработка настоящего танка ПВО на шасси Panzer IV. Он был вооружён 20мм. орудием Flak 30 или 20мм. Flak 38 L/112.5 (с боезапасом 1020 снарядов), и собирался на модернизированном шасси Ausf L/M. Вооружение и бронезащита Gepard в боевых условиях оказалась неприемлемой, и с ноября 1943 года по февраль 1944 года компанией BMM (Praga/CKD) из заказа 150 штук была изготовлена только 141 машина. Первые 87 Gepard появились на фронте в январе 1944 года и составляли Flugabwehrzug (взводы ПВО) в составе танковых дивизий и дивизий танковых гренадеров (иногда и в дивизиях Waffen SS, например в 12-ой Waffen SS танковой дивизии "Hitlerjugend" в Норвегии в 1944 году). На первое декабря 1944 года в танковых частях находилось всего 9 Gepard.
Бронированные восстановительные машины на базе Hetzer (Bergepanzer 38(t) Hetzer) и на базе PzKpfw 38(t) (Bergepanzer 38(t)) имели низкую, открытую сверху, надстройку и экипаж - 4 человека. Внутри находился один пулемёт MG34 для местной обороны. С октября 1944 по май 1945 года компанией BMM (Praga/CKD) было изготовлено 170 таких машин. 64 из них базировались на шасси Hetzer, остальные - на шасси PzKpfw 38(t). На базе Bergepanzer 38(t) Hetzer собирались 150мм. самоходные гаубицы, 30 из которых было выпущено в 1944 году. На один из Bergepanzer 38(t) Hetzer в виде эксперимента установили 20мм. зенитное орудие Flak 38. В 1945 году прошли испытания модифицированного Bergepanzer 38(t) Hetzer, вооружённого 75мм. орудием K51 L/24 и имевшим обозначение Vollkettenaufklarer 38(t).
На шасси танка PzKpfw 38(t) выпускались следующие боевые машины:
Bison (Grille) Ausf H (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG33/1 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf K/M (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG 33/2 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf. H/M - 15cm s.IG. (Sd. Kfz. 138/1) - самоходная гаубица
Munitionspanzer 38(t) Ausf M - перевозчик боеприпасов
Schutzenpanzerwagen 38(t) Ausf M - пехотная бронемашина (проект)
Marder III (Sd. Kfz. 139) - 76.2мм Pak 36 (советская) самоходная установка
Marder III Ausf. H/K/M (Sd. Kfz. 138) - 75мм. Pak 40 самоходная установка
Befehlswagen 38(t) - командирский танк
Munitionsschlepper 38(t) - перевозчик боеприпасов
Panzerjager 38(t) / Jagdpanzer 38(t) Hetzer
PzKpfw 38(t) nA - лёгкий разведывательный танк
Morsertrager 38(t) Ausf M - перевозчик миномётных боеприпасов (прототип)
Flakpanzer 38(t) Gepard - (Sd. Kfz. 140) - танк ПВО
Bergepanzer 38(t) - лёгкая восстановительная машина
Leichter Raupenschlepper Praga T-3 - лёгкий тягач / пехотная бронемашина
Schwerer Raupenschlepper Praga T-9 - тяжёлый тягач / пехотная бронемашина
Aufklarungspanzer 38(t) - (Sd. Kfz. 140/1) разведывательная машина
Flammpanzer 38(t) - огнемётный танк
Прикрепления: 3646567.jpg(103.6 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:47 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Pz.IV (Т-4)

По своей конструкции Pz.IV был очень близок к Pz.lll, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.
Pz.IV неоднократно модернизировался, было выпущено в разные годы 9 модификаций от Pz.IV Ausf.A до Pz.IV Ausf.J .

Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов - 20, кормы - 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение - 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один - спаренный с пушкой, другой - курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений. В последующих модификациях постепенно наращивалась броня танка и Pz.IV Ausf.F и соответственно его масса..
Все Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против английской "Матильды", так и против советских Т-34 и КВ. После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения: главное из них - установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Krupp и Rheinmetall. Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием - F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.lV Ausf.F2, еще 25 машин переоборудовали из F1. В дальнейшем происходило увеличение защиты танка и удлинение его пушки. Самой массовой модификацией стал
Прикрепления: 3397569.jpg(44.4 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:49 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
К началу операции "Барбаросса" из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.lV. Следует подчеркнуть, что по принятой тогда в вермахте классификации танков по калибру орудия эти машины относились к классу тяжелых. С нашей стороны современным тяжелым танком был KB - в войсках их насчитывалось 504 единицы. Помимо численного, советский тяжелый танк имел абсолютное превосходство и по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34. Пробивали броню Pz.lV и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях: в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.lV.
Не высокого мнения о боевых качествах Pz.lV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): "Танк T-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты". Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.lV стал играть только после приобретения "длинной руки" - 75-мм пушки KwK 40 (серия F2). На Восточном фронте Pz.lV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.lll "четверка" постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска "Пантеры" планировалось прекратить производство и Pz.lV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав..
Резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, "четверка" оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет - четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. С 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на "Шерман" 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.Сопоставляя характеристики танков ВОВ, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это - главная тенденция послевоенного танкостроения.
В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".
Прикрепления: 1962720.jpg(71.2 Kb) · 7684726.jpg(51.3 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:50 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа. Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин). Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка - "Пантеру". В качестве последнего она не состоялась , составив компанию "Тигру" в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль. Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не "Пантера"? Хорошо известен проект установки на Pz.lV башни "Пантеры", причем как стандартной, так и "тесной" (Schmall-turm). Проект вполне реальный по габаритам - диаметр башенного погона в свету у "Пантеры" 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками - из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для "Пантеры", а не для Pz.IV. Для "четверки" можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем "пантеровская". Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены Двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а "пантеровского" HL 230Р30 - 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У "Пантеры" оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей. Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и "Шермана" с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч "пантер" и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления "Пантеры" была почти вдвое больше, чем у Pz.lV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10-12 тысяч модернизированных "четверок", которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем "пантеры".
«Четверки» составляли почти 60% всех немецких танков, задействованных в операции "Цитадель". В основном это были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные броневыми экранами (Schurzen), которые изменяли внешний вид Pz.lV до неузнаваемости. Видимо, по этой причине, а также из-за длинноствольной пушки в советских документах их часто именовали "Тигр тип 4". По немецким данным, в течение июля и августа 1943 года было потеряно 570 "четверок". Для сравнения, за это же время "тигров" было потеряно 73 единицы, что свидетельствует как об устойчивости того или иного танка на поле боя, так и об интенсивности их использования. Всего же в 1943 году потери составили 2402 единицы Pz.lV, из которых только 161 машину удалось отремонтировать и вернуть в строй.
"Четверки" принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине. На территории Чехословакии бои с участием танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 года. Согласно немецким данным, за время с начала Второй мировой войны по 10 апреля 1945 года безвозвратные потери танков Pz.lV составили 7636 единиц.
Прикрепления: 3559278.jpg(101.3 Kb) · 5552793.jpg(44.3 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:51 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
В послевоенные годы Pz.lV эксплуатировались в армиях Чехословакии, Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.
"Четверки" поступили в сирийскую армию в конце 40-х годов из Франции, которая оказывала тогда этой стране основную военную помощь. Немаловажную роль, по-видимому, сыграл и тот факт, что большинство инструкторов, обучавших сирийских танкистов, были бывшими офицерами панцерваффе. Привести точные данные о количестве танков Pz.lV в сирийской армии не представляется возможным. Известно лишь, что 17 машин Pz.lV Ausf.H Сирия в начале 50-х годов приобрела в Испании, а еще одна партия танков модификаций Н и J в 1953 году поступила из Чехословакии.
Боевое крещение "четверок" на ближневосточном театре состоялось в ноябре 1964 года во время так называемой "водной войны", разгоревшейся из-за реки Иордан. Сирийские Pz.lV Ausf.H, занимавшие позиции на Голанских высотах, обстреляли израильские войска.

Тогда ответный огонь "центурионов" не нанес сирийцам никакого вреда. В ходе следующего конфликта в августе 1965 года танки "Центурион", вооруженные 105-мм пушками, стреляли точнее. Им удалось уничтожить две сирийских роты Pz.lV и Т-34-85, находясь вне досягаемости огня их пушек.
Оставшиеся в строю Pz.lV были захвачены израильтянами во время "шестидневной" войны 1967 года. По иронии судьбы, последний исправный сирийский Pz.lV был подбит огнем своего "старинного врага" - израильского "Супер Шермана".
Трофейные сирийские "четверки" Ausf.H и J находятся в нескольких военных музеях Израиля. Кроме того, боевые машины этого типа сохраняются практически во всех крупных танковых музеях мира, включая Музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке (Ausf.G). Кстати, именно эта модификация наиболее широко представлена в музейных экспозициях. Наибольший же интерес представляют Pz.lV Ausf.D, Ausf.F2 и опытный Pz.lV с гидротрансмиссией, находящиеся в музее Абердинского полигона в США. В Бовинг-тоне (Великобритания) экспонируется танк, захваченный англичанами в Африке. Машина эта, по-видимому, стала "жертвой большого ремонта" - корпус у нее от Ausf.D, башня Е или F с экранами, длинноствольная 75-мм пушка. Неплохо сохранившуюся башню модификации можно увидеть в Военно-историческом музее в Дрездене. Она была обнаружена в августе 1993 года во время проведения земляных работ на территории одного из бывших полигонов Группы советских войск в Германии.
Прикрепления: 1749467.jpg(22.7 Kb)
 
генсек1943Дата: Среда, 01.02.2012, 11:55 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Pz.V (Т-5) "Пантера"

Нацистская Германия вступила в войну с Советским Союзом, не располагая танками массой более 25 т, с более мощным вооружением, нежели короткоствольные 75-мм орудия KwK 37 L/24. В концепции блицкрига не находилось места для тяжелых машин: считалось, что 37-50-мм пушки средних танков PzKpfw III пригодны для борьбы с любой бронетехникой, состоявшей на вооружении армий противника (хотя уже в ходе французской кампании силы панцерваффе столкнулись с машинами, имевшими противоснарядное бронирование), а в качестве средств огневой поддержки и уничтожения укреплений найдут успешное применение PzKpfw IV (тяжелые, согласно ранней классификации) и штурмовые орудия с 75-мм пушками. Параллельно велись конструкторские работы над первыми тяжелыми танками - Durchbruchwagen, VK 3001 (H) и VK 3001 (Р).
Действительно, PzKpfw III и IV вполне результативно проявили себя против устаревшей польской, в меньшей степени - против британской и французской бронетехники, а также - советских Т-26, БТ-5 и БТ-7. Но вскоре после начала агрессии против СССР германские танковые части столкнулись с неожиданным противником - средними Т-34, тяжелыми КВ-1 и штурмовыми КВ-2. Первый из них, которому предстояло стать самым массовым танком Второй Мировой войны, превосходил своих соперников по мощи вооружения, технологичности и защите; что же касается КВ, то, несмотря на их значительные недостатки по части надежности, преимущество этих машин в отношении Pz III и IV было столь подавляющим, что в ряде случаев одиночные советские танки сдерживали наступление целых немецких дивизий.
Ко всему прочему, в первый год войны в СССР продолжалось масштабное производство техники нового поколения, доля которой в войсках к началу Великой Отечественной войны была относительно невелика. В столь невыгодных условиях требовалось срочное перевооружение германской армии. Стала очевидной необходимость модернизации уже состоявших на вооружении образцов (в первую очередь Pz IV, чьи противотанковые возможности находились на невысоком уровне, в то время как его конструкция позволяля установить более мощное вооружение) и перехода к новой модели основного среднего танка.
Одним из первых предложенных решений явился выпуск технологической копии Т-34, однако военное руководство Германии отказалось от этого варианта. Причиной тому являлось не неподготовленность немецкого ВПК к освоению простой и дешевой советской машины, но ряд иных причин. Во-первых, промышленные стандарты разнились (например, калибр орудия), и для модификации Т-34 под принятые в Германии нормативы требовалось время и создание некоторых новых узлов. Во-вторых, немцев не совсем устраивала конструкция раннесерийного Т-34, характеризовавшегося крупными дефектами: несовершенством приборов наблюдения и прицеливания, дискомфортными условиями работы экипажа и недоработками отдельных элементов силовой установки. Наконец, советский двигатель В-2 работал на дизельном топливе, в то время как его постоянно недоставало.
Поэтому Управление Вооружений предпочло объявить о начале проектирования принципиально нового среднего танка. Работы над прототипами VK 2401 (Krupp) и VK 2001 (MAN) были свернуты за бесперспективностью, а 25 ноября 1941 г. концернам MAN и "Даймлер-Бенц" выдали заказ на подготовку технических проектов и постройку прототипов основного среднего танка, сформулировав следующие обязательные к выполнению требования: масса - около 30 т, вооружение - длинноствольное 75-мм орудие, бронирование - 40 мм, мощность двигателя - до 700 л. с., скорость движения по шоссе - 55 км/ч. Подразумевалось также внедрение удачных решений, опробованных на Т-34, как-то: рациональные углы наклона бронеплит и широкая гусеничная цепь. Танк разработки "Даймлер-Бенц" получил обозначение VK 3002 (DB), а производства MAN - VK 3002 (MAN) (цифра 30 означала рассчетную массу, 02 - серию опытных машин).
Уже в феврале 1942 г. "Даймлер-Бенц" представил свой рабочий образец танка А. Гитлеру. VK 3002 (DB) внешне и по компоновке очень сильно напоминал Т-34. Практически идентичной оказалась форма корпуса (за исключением размещения двигателя, выхлопные клапаны которого выводились на борт), заднее расположение трансмиссии и ведущего колеса, размещение и вид башни, смещенной вперед. 75-мм пушка с однокамерным дульным тормозом крепилась в орудийной маске сложной формы, опять же напоминающей Т-34 обр. 1940 г. Ходовая часть на один борт состояла из четырех сдвоенных обрезиненных катков большого диаметра на рессорной подвеске и трех поддерживающих катков. Боевая машина произвела благоприятное впечатление на главу Третьего Рейха, и вскоре он отдал распоряжение о производстве первой партии из 200 VK 3002 (DB).
Прикрепления: 8502085.jpg(28.7 Kb)
 
Форум » Обсуждения: » Вооружение Вермахта » Бронетехника Германии (ТАНКИ)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
 
 
Рейтинг@Mail.ru Занесено в каталог Deport.ru Луганский рейтинг 


 <!-- Рейтинг сайтов Goon -->
<a href= Яндекс.Метрика