• Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Обсуждения: » Вооружение РККА » ВМФ СССР времен войны 1941-1945 (Эсминовцы,Линкорны,Крейсера,Миноносцы)
ВМФ СССР времен войны 1941-1945
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:40 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Лидер эскадренных миноносцев "Ташкент"

Водоизмещение: 4175 т.
Размеры: длина - 139,7 м, ширина - 13,7 м, осадка - 4 м.
Скорость хода максимальная: 43 узла.
Дальность плавания: 5030 миль при 25 узлах.
Силовая установка: двухвальная ПТУ, 130000 л.с.
Вооружение: 3x2 130-мм, 2x1 76-мм (с 08.41 г.), 6x1 37-мм орудий, 6x1 12,7-мм пулеметов, 3x3 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 344 чел. 22 октября 1940 года после достройки и вооружения лидер вступистрой.Короткую, но небывало яркую жизнь, насыщенную героическими эпизодами, жестокими боями с врагом, прожил этот корабль. В годы Великой Отечественной войны "Ташкент" принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуацию раненых и мирного населения приморских советских городов, конвоирование транспортов с войсками и грузами для фронта, неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем. Входил в состав боевого охранения других кораблей. За год участия в боевых действиях "Ташкент" прошел свыше 27 тысяч миль, провел около ста артиллерийских стрельб по позициям и скоплениям немецко-фашистских войск под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей и большое количество боевой техники и живой силы врага. Корабль без потерь отконвоировал 17 транспортов, перевез 19300 человек и 2538 тонн воинских грузов, отразил сотни атак гитлеровской авиации, сбил девять, повредил четыре самолета и потопил торпедный катер противника.
В те грозные дни "Ташкентом" командовал капитан 3 ранга В. Н. Ерошенко. В организации его боевой деятельности принимали активное участие флотские политработники А. В. Сергеев, Г. А. Коновалов.Первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено шесть автомашин с пехотой и рассеяно несколько механизированных колонн неприятельских войск. Неделю спустя за отличную стрельбу по береговой батарее врага экипаж корабля получил первую благодарность от командования Одесского оборонительного района.25-28 ноября 1941 года "Ташкент" вместе с эсминцами "Сообразительный" и "Способный" выполнял ответственное правительственное задание по конвоированию от Батуми к Босфору ледокола "Анастас Микоян", танкеров "Туапсе", "Сахалин" и "Варлаам Аванесов", направлявшихся с Черного моря на Дальний Восток. Поход проходил в тяжелых условиях девятибалльного шторма. Пелена мокрого снега и дождя порой скрывала из видимости охраняемые суда, но, как и прежде, ташкентцы справились с заданием успешно.В период второго наступления гитлеровцев на Севастополь экипаж лидера совершал туда регулярные рейсы, доставляя с Кавказа сражающимся войскам подкрепления и конвоируя транспортные суда. Находясь в главной базе, корабль почти непрерывно поддерживал защитников города артиллерийским огнем. Так, 22-24 декабря лидер многократно открывал огонь по гитлеровцам. За три дня боев "Ташкентом" было выпущено около 800 снарядов главного калибра. При каждом прорыве в осажденный город корабль десятки раз подвергался яростным атакам врага. Только 24 июня 1942 года комендоры лидера сбили один и повредили три самолета противника, а также уничтожили торпедный катер. Через день, в следующем рейсе, "Ташкент" зенитным огнем снова сбил фашистский самолет, а другой повредил.В 2 часа 27 июня, приняв на борт 2300 раненых, а также эвакуирующихся советских граждан и погрузив художественные полотна знаменитой Севастопольской панорамы, лидер последним из надводных кораблей флота покинул родной город. Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 авиабомб. Умелыми маневрами командиру "Ташкента" удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило ряд помещений. В первом котельном отделении образовалась большая пробоина, и хлынувшая в нее вода грозила гибелью корабля. Однако находившиеся в отсеке старшина 2-й статьи В. Ф. Удовенко, краснофлотцы Ф. К. Крайнюков и М. М. Ананьев, пожертвовав жизнью, предотвратили взрыв котла. Через пробоины внутрь лидера влилось свыше 1700 тонн воды, что составляло 45 процентов его водоизмещения. Но, следуя с большим дифферентом на нос, корабль продолжал отбиваться от наседавших врагов всеми огневыми средствами. За время этого боя только спаренная кормовая 76,2-миллиметровая зенитная артустановка "Ташкента" выпустила 750 снарядов, а дивизион зенитных автоматов - 3500. Четыре бомбардировщика Ю-88, сбитые метким огнем "Ташкента", рухнули в волны Черного моря. Израненный, но непобежденный корабль по прибытии в зону действия нашей истребительной авиации был встречен эсминцами "Бдительный", "Сообразительный" и спасательным судном "Юпитер". С их помощью он достиг Новороссийска.
Прикрепления: 7244829.jpg (19.8 Kb) · 3747979.jpg (39.8 Kb) · 3918966.jpg (21.7 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:44 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Краснознаменный лидер эскадренных миноносцев "Баку"

Водоизмещение полное 2680 т, нормальное - 2350 т, стандартное - 2029 т; длина 127,5 м, ширина 11,7 м, осадка 4,2 м; мощность механизмов 66 000 л. с.; скорость хода максимальная 42 уз, экономическая- 20,5 уз; дальность плавания до 2000 миль (экономическим ходом). Вооружение: 5130-мм, 2 76,2-мм и 6 37-мм орудий, 612,7-мм пулеметов, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 параван-трала. Принимал на борт 68 якорных мин заграждения, 34 больших и 40 малых глубинных бомб. Экипаж 311 человек. Лидер эскадренных миноносцев "Баку" был заложен 15 января 1935 года, спущен на воду 25 июля 1938 года и 6 мая 1940 года включен в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Тихоокеанского флота. Первоначально он назывался "Киев", 27 декабря 1939 года переименован в "Серго Орджоникидзе" и 25 сентября 1940 года-в "Баку". 15 июля - 14 октября 1942 года "Баку" одним из первых советских боевых кораблей совершил переход Северным морским путем с востока на запад и, пройдя в составе экспедиции особого назначения из Владивостока в Полярное, вошел в состав 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Северного флота.
По прибытии в Заполярье корабль активно включился в боевые действия по защите внутренних и внешних морских коммуникаций. Им командовали в то время офицеры Б. П. Беляев и П. М. Гончар. В его боевой деятельности принимал активное участие флотский политработник И. И. Митин.
Уже в первом боевом походе по обеспечению перехода союзного конвоя, состоявшемся в конце ноября 1942 года, лидер попал в жестокий шторм. Ведя в течение нескольких суток изнурительную борьбу за живучесть корабля, экипаж его вышел из поединка со стихией победителем, и 22 ноября "Баку" самостоятельно прибыл в базу для производства ремонта.
20 января 1943 года нашей воздушной разведкой был обнаружен конвой противника. На его перехват вышли "Баку" и эсминец "Разумный" под общим командованием командира бригады эскадренных миноносцев капитана 1 ранга П. И. Колчина.
Скрытно совершив переход к вражескому побережью, отряд начал поиск и, следуя в четырех милях вдоль берега 24-узловым ходом, около полуночи в темноте обнаружил два транспорта, шедших в охранении двух кораблей. Дав полный ход и повернув на противника, советские корабли пошли на сближение. Когда дистанция сократилась до 26,5 кабельтовых, с лидера был произведен четырехторпедный залп и открыт артиллерийский огонь. После того как на первом транспорте произошел сильный взрыв, вся мощь огня лидера была перенесена на второе судно. "Разумный" в это же время вел перестрелку с одним из кораблей охранения. Вскоре противник открыл ответный огонь и, отвернув в сторону берега, начал отход под прикрытие вступивших в бой береговых батарей. Через семь минут после начала боя видимость сильно ухудшилась и, потеряв конвой из виду, "Баку" с "Разумным" взяли курс в базу.
За период участия в боевых действиях лидер прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения его транспортных средств, дважды обстрелял вражескую военно-морскую базу Варде. Корабль участвовал в огневой поддержке сухопутных войск и совместных поисках гитлеровских подводных лодок, в отражении атак авиации противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое Выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и геройство экипажа лидер "Баку" был награжден орденом Красного Знамени.
Отгремела война, но корабль по-прежнему находился в строю. В 1949 году он был переклассифицирован в эскадренный миноносец и в 1959 году - в плавказарму, а еще через несколько лет исключен из списков флота.
Прикрепления: 3314601.jpg (11.7 Kb) · 1398577.jpg (37.6 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:47 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Лидер эскадренных миноносцев "Харьков"

Водоизмещение: 2597 т.
Размеры: длина - 127,5 м, ширина - 11,7 м, осадка - 4,18 м.
Скорость хода максимальная: 43,57 узла.
Дальность плавания: 1800 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 3 вальная ПТУ, 66000 л.с.
Вооружение: 5х1 130-мм, 2 76,2-мм, 2 45-мм, 10 37-мм орудий, 4 12,7-мм пулемета, 2х4 533-мм торпедных аппарата, 76 мин.
Экипаж: 243 чел.

Лидер "Харьков" был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 09.09.1934 г., вступил в строй 10.11.1938 г.

Предвоенные годы лидера "Харьков" прошли в учениях, плановых ремонтах. В начале июня 1941 года "Харьков" в составе эскадры принимал участие в учениях по отработке взаимодействия флота с войсками приморских флангов армии. За сутки до начала войны он вернулся в Севастополь и стал на свое штатное место в бухте. Уже 23 июня лидер в составе группы кораблей участвовал в обеспечении минных постановок, а 24 июня вместе с 3-м дивизионом эсминцев ОЛС выходил для прикрытия побережья Крыма от ожидавшегося набега румынских миноносцев.

25 июня "Харьков" (головной в составе ударной группы кораблей) в 20.10 с командиром ударной группы капитаном 2 ранга Романовым на борту вышел из Севастополя для нанесения удара по Констанце. Рано утром 26 июня, разворачиваясь на заданный курс и увеличив ход при пересече­нии линии румынского минного заграждения, "Харьков" потерял параваны. После выхода в точку поворота на боевой курс 55° он с дистанции 130 кбт открыл огонь из главного ка­либра. Первый залп преднамеренно был дан с недолетом 3 кбт, чтобы по полученным всплескам проверить правильность направления огня, поскольку из-за предрассветной дымки отмечалась плохая видимость горизонта.

Убедившись в точности наводки, со второго залпа перешли на поражение. Лидер стрелял пятиорудийными залпами через каждые 10с. На берегу вспыхнули пожары. За десять минут оба лидера сделали 35 зал­пов и выпустили 350 130-мм снарядов. После открытия противником ответного огня в 5.10 командир ударной группы дал сигнал по УКВ: "Начать отход. Дым", продублировав его белой ракетой с левого борта. "Харьков" лег на курс отхода и, увеличив скорость до 30 узлов, пошел в кильватер лидеру "Москва" противоартиллерийским зигзагом, стараясь не выходить из поставленной головным кораблем дымовой завесы.
Прикрепления: 0759313.jpg (18.6 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:50 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Лидер эскадренных миноносцев "Москва"

Водоизмещение: 2597 т.
Размеры: длина - 127,5 м, ширина - 11,7 м, осадка - 4,18 м.
Скорость хода максимальная: 43,57 узла.
Дальность плавания: 1800 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 3 вальная ПТУ, 66000 л.с.
Вооружение: 5х1 130-мм, 2 76,2-мм, 2 45-мм, 10 37-мм орудий, 4 12,7-мм пулемета, 2х4 533-мм торпедных аппарата, 76 мин.
Экипаж: 243 чел.

Лидер "Москва" был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30.10.1934 г., вступил в строй 10.08.1938 г.

Война застала "Москву" в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале июня учений. 25 июня 1941 года, согласно приказу наркома ВМФ, Черноморский флот приступил к выполнению операции по нанесению удара по Констанце - порту и главной базе румынского флота. По плану, ударная группа кораблей на максимальной дистанции должна была открыть артогонь по берегу и идти в сторону Констанцы для вскрытия системы артиллерийской обороны вражеской базы, возможного разрушения портовых объектов, железнодорожного узла и нефтяных терминалов. Набег обеспечивала группа кораблей поддержки. Одновременно по аэродромам и нефтехранилищам должен был наноситься удар авиагруппой. Внезапность нанесения удара планировалось достичь быстротой развертывания сил.

Первоначально лидер "Москва" был включен в группу поддержки (крейсер "Ворошилов" - головной). В ударную группу входили лидер "Харьков" и эсминцы "Смышленый" и "Сообразительный". Руководство операцией возлагалось на командира ОЛС контр-адмирала Т.Д. Новикова. Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована: в ее состав включили "Москву", а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь в девятом часу вечера лидеры "Харьков" и "Москва" смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль.
Прикрепления: 6001668.jpg (19.5 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:52 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Эскадренный миноносец "Бдительный"

Водоизмещение: 2402 т.
Размеры: длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м.
Скорость хода максимальная: 38,6 узлов.
Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах.
Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с.
Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин.
Экипаж: 236 чел.
Эсминец "Бдительный" был заложен 23.08.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в г.Николаеве. Спущен на воду 29.06.1937 г., вступил в строй 22.10.1939 г.
Эсминец встретил начало войны, находясь в капитальном ремонте. 24 сентября в Севастопольской бухте в районе Сухарной балки он сел на мель (носовая часть до 10-го шпангоута свернута вправо), из-за чего вновь был поставлен на ремонт.
В боевых действиях "Бдительный" начал участвовать в октябре 1941 года. 30 октября он вместе с эсминцем "Шаумян" эвакуировал личный состав 119-го морского авиаполка из Донузлава в Севастополь. Затем ""Бдительный" участвовал в переброске сухопутных частей с Тендры и обороне Севастополя.
В феврале-марте 1942-го эсминец неоднократно выходил в море для обстрела позиций противника на приморском фланге Крымского фронта, а затем - в районе Владиславовки и Новомихайловки. 17 апреля он конвоировал санитарный транспорт "Сванетия", следовавший из Севастополя в Новороссийск. На переходе транспорт дважды атаковали бомбардировщики "люфтваффе" - сначала 12, а затем 9 самолетов. Во время второго налета в "Сванетию" попали две торпеды, и в 16.30 она затонула. Через 17 минут последовала третья воздушная атака - на сей раз непосредственно на "Бдительный". Эсминец, ведя плотный заградительный огонь и маневрируя, отразил налет и избежал попаданий. На месте гибели транспорта он подобрал из воды 143 человека и доставил их в Туапсе. Остальные находившиеся на "Сванетии" 753 человека утонули.9 мая эсминец обстреливал вражеские позиции на берегу Феодосийского залива, позже обеспечивал переходы кораблей и судов между Севастополем и портами Кавказа. С февраля по июнь 1942 года совершил 7 транспортных рейсов из Севастополя, перевезя на борту 2656 человек, в том числе 510 лежачих раненых. Всего же на счету "Бдительного" 11 рейсов в осажденный город-крепость. Вместе с "Ташкентом" и "Безупречным" "Бдительный" стал одним из последних крупных боевых кораблей, прорвавшихся в осажденный Севастополь. 25 июня он доставил бойцов 142-й морской стрелковой бригады.
Вернувшись в Новороссийск, эсминец немедленно вы­шел в море - на сей раз он вместе с "Сообразительным" был послан навстречу тяжело поврежденному вражеской авиацией лидеру "Ташкент". Эсминцы выполнили задание: с их помощью искалеченный лидер сумел достичь базы. Это был последний поход "Бдительного".
2 июля 1942 года во время стоянки в Новороссийской бухте эсминец неожиданно атаковали фашистские бомбардировщики. Одна бомба весом около 500 кг попала в район первого машинного отделения. От ее взрыва сдетонировали боевые части двух торпед, находившихся в носовом торпедном аппарате. Корабль переломился на две части. Затем произошел взрыв в кормовом погребе. "Бдительный" в считанные минуты лег на грунт. Восстановлению эсминец не подлежал.
В 1948-1952 годах он был поднят по частям и сдан на слом.
В годы войны "Бдительным" командовали:
- капитан-лейтенант Н.И.Боярский (до 26.9.1941);
- капитан 3 ранга А.М.Ованесянц (до 20.3.1942);
- капитан 3 ранга А.Н.Горшенин (с 20.3.1942 по 2.7.1942).
Прикрепления: 3788336.jpg (19.3 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:54 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Гвардейский эскадренный миноносец "Сообразительный"

Водоизмещение: 2404 т.
Размеры: длина - 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5 м.
Скорость хода максимальная: 36 узлов.
Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 54 000 л.с.
Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек.
Эсминец "Сообразительный" по первоначальному пр. 7 был заложен на заводе №200 имени 61 коммунара в Николаеве 15.10.1936 г. (заводской номер С-1078), перезаложен по пр.7У там же 03.03.1939 г. Спущен на воду 26.8.1939 г. До 25.09.1940 года имел название "Прозорливый".
Уже на рассвете 22 июня 1941 года орудия "Сообразительного" открыли огонь, отражая налет вражеских самолетов на Севастополь. Прошло три дня, и корабль вышел в первый боевой поход. 1 сентября эсминец вступил в неравный поединок с шестиорудийной 150-миллиметровой береговой батареей противника и, несмотря на интенсивный ответный огонь, меткими залпами вынудил ее прекратить обстрел Одесского порта.
В те суровые годы кораблем командовал С. С. Ворков. Активное участие в боевой деятельности его принимали флотские политработники Л. Т. Квашнин и Ф. А. Смирнов. За годы войны "Сообразительный" провел в море свыше трех с половиной тысяч ходовых часов без среднего и капитального ремонта. Корабль участвовал в боях под Одессой и Севастополем, Феодосией и Новороссийском, провел 56 артиллерийских стрельб и, выпустив по позициям немецко-фашистских войск 2700 снарядов главного калибра, подавил более 10 артиллерийских и минометных батарей, уничтожил до 30 танков и автомашин. 33 раза эсминец выходил в море для сопровождения транспортных судов и конвоев, проведя без потерь 59 судов, 37 раз доставлял подкрепления и производил эвакуацию раненых, женщин, детей и стариков из Одессы, Севастополя и Новороссийска. На борту "Сообразительного" было перевезено свыше 14 тысяч человек и около тысячи тонн боеприпасов, вооружения и других воинских грузов. Экипаж эсминца отразил более ста атак вражеской авиации, в которых участвовало свыше двухсот самолетов, сбил пять бомбардировщиков и торпедоносцев. Четырежды корабль привлекался к десантным и 9 раз - к набеговым действиям.
Более ста воспитанников корабля ушли добровольцами на сухопутный фронт. Среди них был артиллерист старший краснофлотец В. В. Ходырев. В марте 1944 года он в числе 67 моряков-десантников 384-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота и связистов одной из частей 28-й армии 3-го Украинского фронта высадился с рыбачьих шлюпок в Николаевский порт. Двое суток в составе отряда отражал отважный моряк яростные атаки врага. Более 700 гитлеровцев уничтожила горстка десантников в этих боях. В. В. Ходырев был тяжело ранен, но, когда последовала очередная атака, собрав последние силы, бросился с гранатами под фашистский танк. Мужественному черноморцу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР он навечно зачислен в списки экипажа "Сообразительного".
Прикрепления: 0596570.jpg (29.6 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:54 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
За проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за высокую организованность и беспримерный героизм личного состава эскадренный миноносец "Сообразительный" приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 1 марта 1943 года был преобразован в гвардейский. Все члены экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.

Всего же за годы Великой Отечественной "Сообразительный" совершил 218 выходов в море, прошел 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал 59 транспортов с находившимися на них 70 000 человек и 150 000 тонн грузов, перевез около 13 000 солдат и эвакуированных.

Эсминец провел 56 обстрелов боевых порядков противника, в результате которых было уничтожено 10 батарей противника, более 30 танков и автомашин, более 8 батальонов пехоты; и около 100 стрельб по самолетам, выпустил 2863 130-мм снаряда (в том числе 108 снарядов - по самолетам), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм. На его боевом счету 5 сбитых бомбардировщиков, включая уничтоженные совместно с другими кораблями.

Эсимнец "Сообразительный" 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз отбывался от самолетов врага в одиночестве. На него было сброшено 70 авиабомб, в том числе и несколько 500-килограммовых. 23 торпеды были выпущены по "Сообразительному" самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами противника.

Потери экипажа эсминца за всю войну составили 5 человек, погибших в результате аварии парового котла.

Командовал "Сообразительным" до 28.12.1944 г. старший лейтенант (затем капитан-лейтенант, капитан 3 и 2 ранга) С.С. Ворков, затем до конца войны - капитан 2 ранга Г.Ф. Годлевский.

Более пятидесяти тысяч миль прошел этот корабль со времени вступления в строй. Девяносто две с половиной тысячи километров! Значительная часть этого пути пройдена сквозь минные поля, сквозь штормы и туманы, при бомбежках, интенсивном обстреле вражеских береговых батарей...

В 1957 году "Сообразительный" был разоружен и стал использоваться для обеспечения боевой подготовки, а в 1966 году исключен из состава флота.

18 августа 1963 года гвардейский Военно-морской флаг взвился над одним из современных больших противолодочных кораблей, унаследовавшим имя и славные боевые традиции легендарного эсминца "Сообразительный".
Прикрепления: 9084954.jpg (37.7 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:55 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Гвардейский эскадренный миноносец "Гремящий"

Водоизмещение полное 2380 т, нормальное-2080 т, стандартное-1855 т; длина 112,9 м, ширина 10,2 м, осадка 4 м; мощность главных машин 48000 л. с.; скорость хода максимальная 37 уз, экономическая - 19 уз; дальность плавания 1670 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 130-мм, 2 76,2-мм и 4 37-мм орудия, 412,7-мм пулемета, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета и 2 параван-трала. Принимал на борт 56 мин, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы. Экипаж 246 человек.
Заложенный 23 июля 1936 года эскадренный миноносец "Гремящий" через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев под командованием А. И. Гурина в паре с эскадренным миноносцем "Сокрушительный" по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.
В дни советско-финляндской войны "Гремящий" неоднократно выполнял задания командования по несению дозорной и разведывательной службы, конвоированию транспортных судов.
На третий день после начала Великой Отечественной войны корабль вышел в первый поход и открыл свой боевой счет, уничтожив вражеский бомбардировщик. Затем, выйдя вместе с эсминцами "Громкий" и "Стремительный" в Мотовский залив, "Гремящий" обрушил огонь по врагу. Гитлеровские егеря понесли тяжелый урон.
В конце августа в Баренцевом море была атакована подводной лодкой врага плавбаза "Мария Ульянова". Взрывом торпеды у судна оторвало корму. На помощь был послан "Гремящий". Как только корабль подошел к плавбазе, конвой был атакован фашистскими самолетами. Налет длился несколько часов. На конвой было сброшено свыше двухсот авиабомб, но ни одна не попала в плавбазу и корабли охранения. Вместе с "Гремящим" четко и слаженно действовали экипажи эсминцев "Куйбышев" и "Урицкий", сторожевого корабля "Гроза". Метким огнем "Гремящего" был сбит еще один "юнкерс".
К началу весны 1942 года "Гремящий" обеспечил переходы одиннадцати союзных конвоев. В конце марта "Гремящий" и "Сокрушительный" вместе с английскими кораблями отправились для встречи очередного конвоя союзников. Свирепый шторм сильно затруднял плавание, но североморцы мужественно продолжали выполнять боевую задачу по защите транспортов. После встречи и скоротечного боя с тремя германскими эсминцами все корабли английской эскадры ушли оказывать помощь поврежденному торпедой крейсеру "Тринидад". В течение двух с лишним суток два советских корабля надежно охраняли четырнадцать транспортов от атак гитлеровских самолетов и подводных лодок.
На рассвете 31 марта шторм стал стихать. Тяжелый поход приближался к концу. И вдруг командир отделения сигнальщиков старшина 1-й статьи Н. И. Фокеев обнаружил рубку подводной лодки противника. Дав полный ход, "Гремящий" устремился в атаку. "Бомбы, товсь!",- раздалась команда. Командир отделения минеров старшина 2-й статьи П. А. Осипов и старшина команды торпедистов главный старшина И. Т. Иванов с группой краснофлотцев заняли места у кормовых бомбосбрасывателей. Сбросив первую серию глубинных бомб, эсминец лег на обратный курс для повторной атаки. После взрывов в кипящей пене всплыли "внутренности субмарины", а по поверхности моря стало расползаться большое соляровое пятно. Так от бомб "Гремящего" в студеных глубинах Баренцева моря нашла свою могилу гитлеровская подводная лодка.
Прикрепления: 9020642.jpg (14.7 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:56 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
В конце апреля 1942 года Северным флотом был вы сажен тактический десант в составе отдельной бригады морской пехоты. Десантники захватили плацдарм, но, встретив превосходящие силы врага, были вынуждены перейти к обороне. Им на помощь прибыли "Гремящий" и "Сокрушительный". Два дня содрогались прибрежные скалы от взрывов снарядов советских эсминцев. Гитлеровцы понесли тяжелый урон, что позволило десантникам закрепиться на плацдарме.

1 марта 1943 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за стойкость и мужество, высокую воинскую дисциплину, организованность и беспримерный героизм экипаж эскадренного миноносца "Гремящий" был удостоен гвардейского звания.

Из месяца в месяц "Гремящий" неизменно уходил в боевые походы для проводки конвоев. Его стремительный силуэт с характерной камуфляжной окраской всегда радостно встречали моряки не только советских, но и многих союзных транспортов. За годы войны он участвовал в проводке более тысячи судов, и ни одно не было потоплено. А это - самая лучшая характеристика боевому мастерству экипажа.

Осенью 1944 года войска 14-й армии Карельского фронта перешли в решительное наступление и отбросили врага от советской границы. Существенную помощь в решении этой задачи оказал войскам Северный флот. Не был в стороне от этих боев и "Гремящий". В ночь на 10 октября с "Громким" он прибыл г Мотовский залив и, открыв шквальный огонь, нанес мощный удар по переправе противника через водный рубеж, по береговым батареям и опорному пункту.

Прошло две недели, и главный калибр корабля заговорил вновь. В составе отряда, ведя очередной поиск вражеских кораблей и конвоев у норвежского побережья, "Гремящий" вместе с лидером "Баку", эсминцами "Разумный" и "Разъяренный" в ночь на 25 октября произвел огневой налет на военно-морскую базу противника Варде. За пятнадцать минут наши корабли выпустили около шестисот снарядов. Их метким огнем было уничтожено три причала и несколько портовых зданий, вызвано несколько сильных взрывов и крупных пожаров.

Это были последние боевые залпы легендарного корабля. В годы Великой Отечественной войны "Гремящим" командовали офицеры А. И. Гурин (8 июля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза), Б. Д. Николаев, Е. Т. Кашеваров, Б. В. Гаврилов. Активное участие в организации боевой деятельности "Гремящего" принимали флотские политработники А. И. Рожков, Ф. А. Сумеркин, Н. Г. Белоусов, И. И. Кагарлицкий, И. 3. Диброва. Эсминец выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя в боях и походах 59 850 миль, отразил 112 налетов вражеской авиации, уничтожив 14 и повредив 23 самолета. 11 раз поддерживал фланги Красной Армии и десанты Северного флота артиллерийским огнем. Обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды совместно с другими кораблями действовал на морских коммуникациях противника, потопил одну и повредил две подводные лодки.

В апреле 1956 года эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей, а еще через два года исключен из Военно-Морского Флота. На смену ему в состав Краснознаменного Северного флота прибыл современный гвардейский большой противолодочный корабль "Гремящий", унаследовавший славные боевые традиции легендарного эскадренного миноносца. Вахта "Гремящего" продолжается.
Прикрепления: 1797528.jpg (36.3 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 13:57 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Краснознаменный эскадренныхй миноносец "Незаможник"

Водоизмещение полное 1745 т, нормальное-1361 т, стандартное-1276 т; длина 92,75 м, ширина 9,1 м, осадка 3,8 м; мощность механизмов 29 000 л. с.; скорость хода максимальная 25 уз, экономическая - 14 уз; дальность плавания свыше 1200 миль. Вооружение: 4 102-мм, 2 76,2-мм, 2 45-мм. 5 37-мм и 2 20-мм орудия, 2 12,7-мм пулемета, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 4 бомбомета и 4 параван-охранителя. Принимал на борт 80 якорных мин заграждения и 42 глубинные бомбы. Экипаж 172 человека.

1920 год на юге Украины начался мощным наступлением войск Юго-Западного фронта Красной Армии. Принужденные к бегству деникинцы в спешке захватывали с собой боевую технику, оружие, материальные ценности. При оставлении Николаева ими было угнано несколько недостроенных кораблей. В их числе был и спущенный на воду в 1917 году эскадренный миноносец "Занте". Быстро покидая Одессу, белогвардейцы были вынуждены бросить его и притопили на мели. Более полугода пролежал эсминец на грунте, пока в сентябре красные моряки его не отбуксировали на судостроительный завод.

Шефство над достройкой эсминца взяла Украинская комиссия незаможных селян, по призыву которой крестьяне начали сбор средств, необходимых для его достройки. В честь шефов корабль 12 апреля 1923 года был переименован в "Незаможный", а 29 апреля 1926 года - в "Незаможник". К шестой годовщине Великого Октября .эсминец вступил в строй.

За время Великой Отечественной войны эсминец прошел около 46 тысяч миль, оборонял Одессу, Очаков, Севастополь и Новороссийск. В декабре 1941 года корабль участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, а в феврале 1943 года - в поддержке артиллерийским огнем высадки десанта в Южную Озерейку под Новороссийском.

В годы Великой Отечественной войны эсминцем "Незаможник" командовали офицеры Н. И. Минаев, П. А. Бобровников, Ф. В. Жиров, В. Г. Бакарджиев, В. К. Романов. В организации боевых действий эсминца принимали активное участие флотские политработники В. 3. Мотузко, М. А. Клубук, И. А. Ланчук.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом экипажем доблесть и мужество эскадренный миноносец "Незаможник" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года награжден орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы первенец Черноморского флота находился в строю, а в 1949 году как устаревший был исключен из боевого состава флота.
Прикрепления: 9193416.jpg (31.7 Kb) · 0002434.jpg (43.9 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:00 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Эскадренный миноносец "Свободный"

Водоизмещение: 2404 т.
Размеры: длина - 112,5 м, ширина - 10,2 м, осадка - 5 м.
Скорость хода максимальная: 36 узлов.
Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 54 000 л.с.
Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек.
Эскадренный миноносец "Свободный" был заложен по пр.7 на заводе имени 61 коммунара (№200) в Николаеве 23.08.1936 , перезаложен по пр.7У в 1938 году, спущен на воду 25.02.1939 года. До 25.09.1940 года корабль носил название "Бесшумный".
К 22 июня 1941 года корабль находился в 83,8-процентной технической готовности. Не закончив швартовых испытаний, эсминец в августе перешел для достройки в Севастополь. Переход сопровождался рядом инцидентов, связанных с неудовлетворительной работой еще не до конца отлаженных механизмов.
Приемка "Свободного" состоялась 2 января 1942 года, а через неделю корабль официально вошел в состав Черноморского флота.
В январе - феврале эсминец занимался конвойной службой, осуществлял огневую поддержку наших войск под Севастополем. В ночь на 16 марта обстреливал неприятельские позиции на побережье Феодосийского залива. Затем выполнял транспортные рейсы между главной базой флота и портами Кавказа. Один из наиболее примечательных походов состоялся 27-28 мая, когда "Свободный" вместе с "Сообразительным" и крейсером "Ворошилов" перевозил из Батуми в Севастополь личный состав 9-й бригады морской пехоты. Корабли успешно отразили атаки вражеской авиации, без потерь сбив два торпедоносца "Хейнкель-111". Один из них был уничтожен огнем 130-мм орудий "Свободного".
9 июня эсминец конвоировал из Новороссийска в Севастополь транспорт "Абхазия". Вечером корабли подверглись атаке 12 торпедоносцев, продолжавшейся с перерывами около двух часов. Немцы сбросили 24 торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Налет был успешно отражен, и в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала №3 в Северной бухте. К 4.30 "Свободный" закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились "юнкерсы" и "хейнкели". Поначалу "Свободному" везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каждые 10-15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 - 15 бомб.
В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие танки пытались прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи с этим "Свободный" перешел в более безопасное место - Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских.
Прикрепления: 6413119.jpg (24.5 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:02 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Эскадренный миноносец"Смышленый"

Водоизмещение: 2404 т.
Размеры: длина - 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5 м.
Скорость хода максимальная: 36 узлов.
Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 54 000 л.с.
Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек.Эскадренный миноносец "Смышленый" был заложен по пр.7 на заводе имени 61 коммунара (№200) в Николаеве 15.10.1936 г., перезаложен (по пр.7У) 27.06.1938 г., являясь первым черноморским кораблем данного класса, спущен на воду 26.08.1939 года. До 25.09.1940 года корабль носил название "Полезный". Вошел в состав флота 10.11.1940 года.С первых дней войны активно участвовал в боевых действиях. 25 июня 1941 года вместе с "Сообразительным" был включен в состав группы поддержки и вышел по направлению к Констанце. Однако при движении по фарватеру между минными заграждениями "Смышленый" зацепил параваном за грунт и отстал. Он встретил крейсер "Ворошилов" только на следующий день в 7.25, когда флагман уже возвращался в базу.В августе - октябре эсминец участвует в обороне Одессы, сопровождает транспорты, ведет огонь по неприятельским войскам. При эвакуации одесского гарнизона 16 октября "Смышленый" и "Бойкий" последними из боевых кораблей покидают порт.Затем - оборона Севастополя, рейсы между главной базой флота и Кавказским побережьем. 28 ноября с позиции в районе мыса Фиолент он вел огонь по немецким войскам, выпустив 120 130-мм снарядов. В декабре прикрывал десант в Феодосии, вновь обстреливает неприятеля под Севастополем.5 января 1942 года в Евпатории с катеров высадили десант, отбивший у немцев южную часть города. Вторую очередь десанта должен был доставить "Смышленый". Но, прибыв на рейд Евпатории с батальоном морской пехоты на борту, эсминец не смог выполнить боевую задачу из-за шторма и сильного огня с берега. Корабль вернулся в Севастополь.Во время похода в ночь на 21 февраля "Смышленый" попал в сильный шторм. Волнение моря достигало 8 баллов при необычно короткой (30-50 м) волне. Эсминец получил многочисленные повреждения: появились трещины в наружной обшивке, потеряли герметичность заклепочные швы, лопнул один шпангоут. Еще раз подтвердилась слабость корпусов кораблей проектов 7 и 7У. 5 марта, возвращаясь из Керчи после конвоирования транспортов, "Смышленый" из-за ошибки в счислении попал на свое же минное заграждение у мыса Железный Рог и подорвался. Взрыв произошел в районе 1-го и 2-го котельных отделений, которые оказались мгновенно затоплены. Корабль стал на якорь и запросил о помощи.На следующий день к месту происшествия подошли лидеры "Харьков" и "Ташкент", катера, тральщики. К полудню в минном поле удалось протралить фарватер, и "Смышленый" своим ходом вышел на чистую воду. Второй эшелон ГЭУ работал и позволял пострадавшему кораблю развивать скорость в 8 узлов.Однако в 20.17 командир сообщил, что корабль не слушается руля и идти сам больше не может. К 00.49 7 марта на "Смышленом" кончилась котельная вода - он остался без энергии и освещения.Тем временем погода ухудшилась: ветер достигал 6 баллов, 5-балльные волны оборвали поданный с "Харькова" буксирный трос. Лидер сильно страдал от качки, и его попытка буксировать эсминец не увенчалась успехом. Бороться с поступавшей водой только с помощью ручных помп и аварийных средств было крайне сложно, и к утру на "Смышленом" оказались затопленными оба машинных и 3-е котельное отделения; начало заливать 4-й кубрик. В 8.00 корабль повалился на правый борт, накрыв спущенные катер и шлюпку; вторую шлюпку разбило о борт. Через 6 минут эсминец затонул кормой вниз, а затем раздались 3 мощных взрыва - это рвались глубинные бомбы. Те из моряков, что еще держались на воде, погибли от динамического удара. Находившимся поблизости кораблям удалось спасти всего двух человек. Вместе со "Смышленым" погиб и его единственный командир - капитан 3 ранга В.М. Шегула-Тихомиров.
Прикрепления: 6753376.jpg (20.9 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:03 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Эскадренный миноносец"Левкас" ("Шаумян")

Водоизмещение: 1760 т.
Размеры: длина - 93,3 м, ширина 9,1 м, осадка 4 м.
Скорость хода максимальная: 33 узла.
Дальность плавания: 1500 миль при 16 узлах.
Силовая установка: 2 паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, 23000 л.с.
Вооружение: 4х1 102 мм орудия, 1 76,2-мм орудие, 2 7,62-мм пулемета, 2 трехтрубных 450-мм торпедных аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 40 мин заграждения.
Экипаж: 122 человека.

15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 5 июня 1916 года заложен на судоверфи завода "Руссуд" треста "Наваль-Россуд" в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1917 года.

С 05.02.1925 года был переименован в "Шаумян".

Прошел капитальный ремонт с 5 октября 1928 года по 16 июля 1930 года и в 1935 году. С 11 января 1935 года входил в состав Черноморского флота.

На черноморских “новиках” до войны испытывали новые образцы вооружения. На “Шаумяне” (май-июнь 1936 г.) испытывались: универсальная палубная 76,2-мм артустановка 34-К, а также (август 1939 г.) 76,2-мм башенная универсальная установка 39-К.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя (в 1941-1942 году), высаживал десант в Феодосию (29 декабря 1941 года), осуществлял воинские перевозки в Севастополь, нес конвойную службу.

3 апреля 1942г., “Шаумян”, направлявшийся из Новороссийска в Батуми, в условиях снегопада и ограниченной видимости выскочил на каменную гряду в районе бухта Рыбачья - мыс Тонкий. Снять его с мели не удалось. Ввиду начавшегося шторма с корабля сняли экипаж, а позже демонтировали часть оборудования и артиллерию.Из четырех корабельных 102-мм орудий в районе Новороссийска сформировали береговую батарею №464, которая обслуживалась корабельными комендорами. Немецкая авиация впоследствии полностью разрушила корабль.

Корпус “Шаумяна” был разобран на металлолом уже после войны.

В разное время этим кораблем командовали:
- капитан-лейтенант Валюх;
- капитан-лейтенант С.И. Федоров.
Прикрепления: 4960773.jpg (19.7 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:04 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Лидер эскадренных миноносцев "Ленинград"

Заложен 5.11.1932 г., спущен 17.11.1933 г., вст. в строй 5.12.1936 г. и вошел в состав КБФ Поврежден немецкой артиллерией в Ленинграде 12.10.1941 г. Поврежден при подрыве на мине у Ханко 11.11.1941 г. В ремонте с 25.11.1941 г. до мая 1942 г. Переклассифицирован в эсминец 12.01.1942 г. Прошел модернизацию с 19.12.1951 г. по 25.11.1954 г. 18.04.1958 г. переклассифицирован в корабль-цель. В 19959 г. переведен на СФ. 15.09.1960 г. разоружен и переоборудован в плавучую казарму. 10.08.1962 г. перекласифицирован в судно-мишень. Потоплен в мае 1963 г. ракетным крейсером "Грозный" во время испытательных запусков в Белом море.
Прикрепления: 8658546.jpg (33.1 Kb) · 9894449.jpg (19.8 Kb)
 
генсек1943Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:05 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 277
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Эскадренный миноносец "Куйбышев"

ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ (до 31.03.1925 г. "Капитан Керн", до 13.02.1937 г. "Рыков")
Заложен 4.12.1913 г., спущен 27.08.1915 г., вст. в строй 15.10.1927 г. После спуска на воду законсервирован, достраивался в период с 10.12.1924 г. по 15.10.1927 г. и вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 18.05.1933 г. убыл по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 5.08.1933 г. вошел в состав Северной военной флотилии. Прошел капитальный ремонт с 23.12.1935 г. по 22.10.1938 г. С 11.05.1937 г. входил в состав СФ. Во время советско-финляндской войны нес конвойную и дозорную службы. В период Великой Отечественной войны участвовал в обороне Заполярья, защите внутренних и внешних коммуникаций. За годы войны прошел 44 тысячи миль, отконвоировал 240 транспортов, выполнил 87 заданий командования, отразил 76 атак вражеской авиации и сбил 2 самолета. 24.07.1943 г. был награжден орденом Красного Знамени. В 1955 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в опытовый корабль. Участвовал в испытаниях оружия массового поражения у о-вов Новая Земля. 12.12.1956 г. исключен из состава ВМФ. По некоторым данным в 1957-1958 гг. разобран на металл на базе "Главвторчермета" в Архангельске.
Прикрепления: 4112016.jpg (29.0 Kb)
 
Форум » Обсуждения: » Вооружение РККА » ВМФ СССР времен войны 1941-1945 (Эсминовцы,Линкорны,Крейсера,Миноносцы)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:
 
 
Рейтинг@Mail.ru Занесено в каталог Deport.ru Луганский рейтинг 


 <!-- Рейтинг сайтов Goon -->
<a href= Яндекс.Метрика